В 2015 году (за четыре месяца) бюджеты субъектов РФ в целом неплохо исполняются

Исполнение бюджета в 2014 году происходило в условиях существенного изменения внешних и внутренних факторов, и это, безусловно, повлияло на параметры доходов бюджета. Но основные показатели исполнения бюджета выполнены, и по доходам. Об этом 14 мая заявил министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе кабмина.

«В первую очередь на поступление доходов повлияло изменение мировых цен на нефть: мы в прогнозе в бюджете ожидали среднюю цену на нефть 104 доллара за баррель — фактически она составила 97,6. И только за счёт этого мы недополучили доходов на сумму 355 млрд рублей. Также на снижение доходов повлияло снижение объёмов импорта примерно на 118 млрд рублей, снижение экспортных цен на газ и так далее.

Позитивно сказалось изменение курсового соотношения рубля к доллару. Мы прогнозировали 35,5 рублей за доллар при формировании доходной базы бюджета, а по факту это соотношение сложилось в сумме 38 рублей за доллар, и это дало дополнительных доходов на сумму 490 млрд рублей. В целом доходы были перевыполнены на 258 млрд рублей.

Расходы исполнялись в целом близко к плану, действительно, 98,5% составило исполнение от уточнённой росписи. Основной объём расходов пришёлся на IV квартал — 31,1%, а в декабре — 16% от годовой суммы. За счёт экономного расходования средств мы сформировали антикризисный фонд в прошлом году — 132,8 млрд рублей, и это позволило нам в текущем году профинансировать первоочередные меры по поддержке отраслей экономики и социальной сферы.

Дефицит бюджета составил 334 млрд рублей, или 0,5% ВВП, но если считать без операций по поддержке банков, которые мы провели в конце прошлого года, в декабре, на сумму 1 трлн рублей, то бюджет был бы исполнен с профицитом в размере 0,9% ВВП.

По субъектам Российской Федерации можно констатировать обратное явление. Остатки бюджетных средств сократились и составили 126 млрд рублей, снижение на 74 млрд рублей. Связано это было с тем, что мы перевели счета бюджетов субъектов Российской Федерации на обслуживание в Федеральное казначейство.

Остатки резервного фонда на конец прошлого года — начало текущего года составили 5,3 трлн рублей. Значительная часть нефтегазовых доходов, которую мы имели в прошлом году, была направлена на замещение не поступивших источников финансирования дефицита бюджета. В этом году мы сформируем и увеличим резервный фонд за счёт нефтегазовых доходов прошлого на сумму 402 млрд рублей. Это мы сделаем до 1 октября 2015 года, как и следует в соответствии с законом.

Тем не менее общий объём средств резервного фонда в условиях нынешних курсовых соотношений рубля и доллара (поскольку резервный фонд хранится в иностранных активах) на 1 мая уже изменился — значительно уменьшился, составил 3 трлн 950 млрд рублей. В этом году мы предполагаем его использование в объёме примерно около 3 трлн рублей. Часть средств в размере 500 млрд рублей уже была задействована для финансирования расходов текущего года.

Фонд национального благосостояния на конец года составил 4,4 трлн рублей, был использован на депозиты во Внешэкономбанке. Были задействованы средства ФНБ и направлены в субординированный депозит ВТБ в сумме 100 млрд рублей. То есть в прошлом году началось задействование средств ФНБ на инфраструктурные проекты и поддержку банковской системы.

В прошлом году мы перевели часть средств ФНБ из субординированных депозитов в привилегированные акции банков и таким образом поддержали устойчивость системообразующих банков, таких как ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк. Сумма составила 279 млрд рублей.

Также началось использование средств на инфраструктурные проекты, которые отбирались Российским фондом прямых инвестиций. Сумма — 5 млрд рублей. В текущем году использование средств ФНБ на инфраструктурное развитие продолжилось.

В 2014 году существенно увеличен объём госдолга, размер его составил 14,4% ВВП, увеличение составило 3 процентных пункта по сравнению с концом 2013 года. В основном увеличение связано с тем, что мы выпустили облигации федерального займа для капитализации банков на сумму 1 трлн рублей, а также с предоставлением государственных гарантий в валюте Российской Федерации. Общий объём долга в рублях (и внешнего, и внутреннего) составил 10,2 трлн рублей.

Бюджеты субъектов Российской Федерации в прошлом году исполнялись лучше, чем в 2013 году. Объём доходов бюджетов регионов в прошлом году вырос на 7,1% и составил 8,743 трлн рублей. Расходы увеличились на 4,6% и составили 9,2 трлн рублей. Бюджеты регионов исполнены с дефицитом в сумме 469 млрд рублей против дефицита 641 за 2013 год. То есть исполнение было лучше, чем год назад.

Хотелось бы отметить, что в 2015 году (за четыре месяца) бюджеты субъектов Российской Федерации в целом неплохо исполняются. Динамика роста доходов составила 11% — это по налоговым и неналоговым доходам, расходы приросли на 4%. При этом, если в прошлом году расходы на заработную плату выросли на 9,2%, а расходы на капитальные вложения снизились на 5,1%, то в текущем году, в условиях, когда мы приняли решение о предоставлении прав субъектам Российской Федерации самостоятельно принимать решение об индексации заработных плат бюджетников, расходы на заработную плату и на капитальные вложения выросли на один и тот же порядок — на 6%. То есть растут и капитальные вложения, и текущие расходы на заработную плату.

Долг субъектов Российской Федерации в прошлом году также нас беспокоит — он вырос на 20%. Основной объём в структуре долга — это долг за счёт предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета, вырос на 38%, коммерческая часть долга выросла на 28%. В связи с этим мы в этом году рефинансируем часть коммерческой задолженности, которая приходится к погашению в текущем году.

В заключение хотелось бы отметить, что в 2014 году мы ещё не почувствовали остро последствия тех кризисных явлений, которые возникли в конце прошлого года. Мы сумели подготовиться к исполнению бюджета в текущем году — создали антикризисный резерв. Мы помогли структурно банковской системе, что благоприятно повлияло на стабильность финансовой системы в целом — увеличили капитал. Оперативно отреагировали на складывающуюся ситуацию и создали необходимые резервы.

Проект отчёта направлен Счётной палате для осуществления внешней проверки отчёта об исполнении бюджета за 2014 год. Будет подготовлено заключение Счётной палаты в срок до 1 июня. Просьба к коллегам очень внимательно отнестись к замечаниям Счётной палаты и учесть их, с тем чтобы при отчёте правительства в Государственной Думе об исполнении бюджета за 2014 год у нас замечаний и расхождений со Счётной палатой не оставалось», — отметил Силуанов.