Не стало балерины Майи Плисецкой

Москва, 3 мая 2015, 07:28 — REGNUM  Ушла из жизни великая русская балерина Майя Плисецкая. Она скончалась в субботу, 2 мая, в Германии после сердечного приступа не дожив до своего 90-летия полгода. Даже в этом возрасте она продолжала выходить на сцену.

Майя Михайловна станцевала своего первого «Умирающего лебедя» в 16 лет во время войны в эвакуации с Свердловске. Её родители были репрессированы, а сама она чуть не попала в детский дом. Но её тетя взяла её к себе и отвела в хореографическую школу.

В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина, с которым не рассталась до самой смерти.

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) — через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта, и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети). Также Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора», «Курозука» и номер «Ave Maya».

Плисецкая и сама выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина», «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии. По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «я импровизатор, я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку балета Мариуса Петипа «Раймонда» (1984).

Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах, вела мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.