В Госдуме обсудили защиту от мошенников, ворующих деньги с мобильных телефонов, — предлагали штрафы и обсуждали альтернативы

Эксперты предложили комитету Государственной думы РФ по информполитике меры по защите средств граждан от высокотехнологичных мошенников, передает корреспондент ИА REGNUM 15 апреля. Депутаты всё больше сталкиваются с жалобами граждан и общественных организаций на списание средств с их мобильных счетов, отметил на расширенном заседании комитета его глава, один из руководителей Института развития интернета (ИРИ) Леонид Левин («Справедливая Россия»). «По мере развития интернета появляются и люди, незащищенные в этом плане, — это и дети, которые пользуются подобного рода возможностями, и пожилые люди, которые раньше могли просто звонить, а сегодня хотят пользоваться соцсетями. Их возможности расширяются, а значит, расширяются возможности для мошенников и различных технологических уловок по списанию средств граждан», — сказал Левин.

От злоупотреблений операторов спасёт оповещение

Аудитория мобильного интернета — 40 млн граждан, 25 млн имеют смартфоны, констатировал директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников. «В 2014 году мобильный интернет вырос на треть, 9% пользователей интернета используют интернет только с мобильного телефона — сегодня эти люди подвержены новым способам атак, новым способам мошеннических операций», — сказал эксперт.

По его словам, существует множество злоупотреблений со стороны сотовых операторов, например, неправильное информирование об услугах, введение платы за ранее бесплатные подписки без оповещения граждан и др. Гребенников предложил ввести норму об обязательно ежемесячном оповещении граждан сотовым оператором о тех услугах, которые у него подключены. «Абоненты должны понимать, как они платят, сколько они платят и за что они платят», — подчеркнул он.

Слишком долго рассматриваются жалобы

Со своей стороны начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков заявил, что необходимо усилить защиту прав потребителей в этой сфере, к примеру, сократить срок рассмотрения жалоб на действия сотовых операторов, который сейчас составляет 60 дней. «Есть проблемы, которые до сих пор не решены в законодательстве о связи, — это положение о 60-дневном рассмотрении претензий потребителя. Это никуда не годится, в век информационных технологий, тем более в таком сегменте — это нонсенс и каменный век. 60 дней — это такая индульгенция, которая всегда имеет место быть и которую нужно менять», — сказал он.

Штрафы и альтернативные наказания за спам

Заместитель начальника уголовно-правового департамента МВД РФ Юрий Горянов отметил резкой скачок нарушений в сфере связи, и сейчас нет достаточного количества следователей, которые могли бы вести подобные дела на квалифицированном уровне, однако эта проблема решается.

МВД также не имеет возможности оперативно реагировать на сообщения о хищениях средств с сим-карт. «Когда мы проводим проверки, есть ли признаки состава уголовного наказуемого деяния, зачастую нам операторы отказывают в получении персональных данных на конкретный мобильный номер, хотя сам владелец номера даёт согласие на это. Мы вынуждены обращаться по этому поводу в суды, но это требует времени, и мы теряем драгоценное время, которое мы могли бы потратить на более эффективные оперативно-разыскные мероприятия», — сказал он.

Также, по словам представителя МВД, надо усилить ответственность за спам-рассылки, которая сейчас установлена в виде штрафа. «Та административная ответственность, которая сейчас установлена, штраф — возможно, она сегодня уже не совсем адекватна тем негативным проявлениям, которые заключаются в незаконном использовании персональных данных. Надо подумать, как её можно усилить или посмотреть какие-то альтернативные наказания», — предлагает Горянов.