Для признания геноцида со стороны еврейского государства Армении и Израилю нужны добрые и даже стратегические отношения, но сегодня они просто прохладные

Делегация депутатов Кнессета Израиля посетит Армению для участия в церемониях, посвященных столетию Геноцида армян. Израильская пресса, однако, отмечает, что визит парламентской делегации в Армению вовсе не означает изменения официальной политики Израиля по этому вопросу, которая заключается в том, что массовое уничтожение армянского населения в Османской империи в 1915 году не было геноцидом.

По мнению наблюдателей, в первую очередь стратегическое сотрудничество с Турцией является причиной, по которой Израиль не признает Геноцид армян. Историк, специалист по истории Холокоста, геноцидов, расизма, доктор философии Яир Орон считает, что если Израиль признает Геноцид армян, то у США также не останется иного выбора, кроме как также признать его. По мнению еврейского ученого, который на протяжении 25 лет занимается вопросом Геноцида армян, Израиль на первоначальном этапе отношений с Турцией должен был сказать, что признание Геноцида армян со стороны Израиля не их дело, и что Израиль в этом вопросе имеет иное мнение. Однако мы, к сожалению, этого не сделали", — говорит Яир Орон, подчеркивая, что, не признав Геноцид армян, евреи продолжают совершать зло в отношении армян.

По мнению ряда экспертов, для признания геноцида со стороны еврейского государства Армении и Израилю нужны добрые и даже стратегические отношения, но сегодня они просто прохладные. Взаимоотношения Армении и Израиля во многом усложняются более близкими отношениями Азербайджана и Израиля, а также зависят от турецко-израильских отношений. Так, по мнению израильского политолога и экономиста Михаила Ошерова, экономические связи Армении и Израиля малозначительны и не носят стратегического характера. В отличие от экономических связей Азербайджана и Израиля, которые базируются на разностороннем торговом и военном сотрудничестве, в том числе на продаже азербайджанской нефти и на поставках израильских систем вооружений. По мнению эксперта, на государственном уровне вопросы взаимоотношений Армении и Израиля осложняются геополитикой и вопросом о турецком Геноциде армян. Этот вопрос в Израиле сильно политизирован. Израильский народ, пострадавший от Холокоста, отказывает другим народам, также пострадавшим в своей истории от геноцида со стороны других народов, в праве быть жертвами геноцида, настаивая на своей исключительности. Так, хотя Геноцид армян признан рядом (порядка 20) стран, в том числе Россией, Францией, Германией, Евросоюзом, 43 штатами США, государство Израиль не признает геноцид армянского народа со стороны Турции, мотивируя это уникальностью понятия «геноцид».

Ряд же специалистов считают, что в отличие от Холокоста, когда евреев уничтожали в Европе, во время Геноцида армян армяне уничтожались на своей исторической родине.

В 2001 году министр иностранных дел Израиля Шимон Перес в интервью турецкому изданию Daily News заявил, что сравнивать геноцид армян и Холокост невозможно, и что в первом случае имела место трагедия, но не геноцид. В 2002 году посол Израиля в Армении Ривка Коэн повторила тезис Переса о невозможности сравнения Холокоста и «армянской трагедии», что вызвало протест МИД Армении. В ответе на протест МИД Израиля заявил, что признает огромное количество армянских жертв, но также считает Холокост уникальным явлением, несравнимым с армянскими событиями.

Резолюции о признании геноцида армян 5 раз выносились на обсуждение в кнессете Израиля, но были отклонены.

В январе текущего года во время выступления в Генеральной Ассамблее ООН президент Израиля Воувен Ривлин также затронул тему жертв Геноцида армян, косвенно признав, что события столетней давности были именно геноцидом. «Когда в 1915 году армянский народ уничтожали, Авшалом Файнберг — один из руководителей сотрудничавшей с Союзниками еврейской агентурной сети „Нили“, написал следующие строчки: „Сжимаю зубы со страха, думая, кто будет следующим. Когда я бродил по святым и благословенным улицам Иерусалима, я спрашивал сам себя — живем ли мы в современном 1915 году, или во времена Тита и Навуходоносора? Не забыл ли я, что я — еврей? Я также спрашивал себя, имею ли я право оплакивать горе лишь моего народа, и не проливал ли пророк Иеремия слез за армян“. Авшалом Файнберг написал это ровно сто лет назад. Сто лет отрицания и сомнений. Но в Израиле тех времен, в Иерусалиме, где родился я, никто не отрицал произошедшую резню. Жители Иерусалима, мои родители, члены семьи видели прибытие тысяч армян. Приходили умирающие от голода, спасшиеся от катастрофы несчастные люди. В Иерусалиме они нашли приют, и их потомки до сих пор живут там. Тогда обсуждалось два вопроса — чья очередь грядет следующей, и будем ли мы — евреи, проливать слезы за чужое горе. На первый вопрос ответ дала история: следующими были мы», — заявил Ривлин.

Разговоры о возможности признания еврейским государством Геноцида армян 1915 года в Османской Турции начинаются после очередного этапа охлаждения отношений между еврейским государством и Турцией. Так, в декабре 2011 года кнессет Израиля обсуждал вопрос о признании Геноцида армян. Тогда спикер кнессета Реувен Ривлин заявил, что собирается созвать пленарное заседание, посвященное вопросу Геноцида армян. «Признание трагедий других народов — моя обязанность, как еврея и израильтянина», — заявил Ривлин. Спикер добавил, что, как бы ни были важны дипломатические соображения, они «не должны мешать признанию пережитой другим народом трагедии». Обсуждения и заявления спикера случились после того, как отношения между Анкарой и Тель-Авивом резко обострились из-за инцидента вокруг «Флотилии свободы» в 2010 году, когда израильские военные силой остановили судно с гуманитарным грузом для сектора Газа. В результате инцидента погибло 9 граждан Турции, и Анкара потребовала извинений и компенсаций, на что израильская сторона ответила отказом.

Тем не менее в Армении к подобного рода заявлениям и обсуждениям в Израиле относятся с определенной долей скептицизма, считая, что для Израиля армянская трагедия становится предметом политической конъюнктуры и торга с Анкарой.

Ереванское бюро ИА REGNUM