Проект по открытию сети кафе «Едим дома» может окупиться в течение 1,5-2 лет, считают владельцы сетевых кафе

На запуск пилотного проекта по открытию сети кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!» братья режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский попросили у государства 971 млн 800 тыс. рублей. Российская сеть питания должна стать, по замыслу режиссеров, альтернативой западному фастфуду.

Особенности госинвестирования

Сеть российского фастфуда — это хорошая идея, отвечающая текущим тенденциям развития рынка общественного питания. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM 9 апреля высказал российский ресторатор Александр Орлов, президент холдинга Bulldozer group (сети «Тануки» и «Бенвенуто», рестораны «Поехали», «Рыбка», ESHAK). «Для того, чтобы инвестиции в сеть были оправданы и эффективны, необходимо для начала открыть не более 10 точек для обкатки модели управления и ведения бизнеса. Инвестиции в открытие одной точки фастфуда в России составляют максимум 20 млн рублей, поэтому, на мой взгляд, оценка этого проекта в 1 млрд рублей немного завышена», — говорит он.

По мнению Орлова, особенностью государственного инвестирования обычно является нецелесообразно завышенное расходование средств. «Например, слишком высокие зарплаты, отсутствие стремления оптимизировать расходы, что сильно снижает эффективность и способность к выживанию таких проектов», — поясняет он. По мнению ресторатора, тенденция в ресторанном бизнесе сейчас такова, что публика из премиальных ресторанов активно перемещается в более демократичные заведения.

Русские пирожки из французской муки

Со своей стороны исполнительный директор компании «ДжинджерБрендМен» (сетьTutti Frutti Frozen Yogurt и проект «Раз два пицца» в России) Александр Пахомов сомневается, что проект Михалковых может стать одним из вариантов проблемы импортозамещения. «В блюдах русской кухни многие рестораторы используют продукты, поставляемые из-за рубежа. Поэтому, если в кафе будут предлагать русские пирожки из французской муки, проект вряд ли можно расценивать как поддержку отечественных производителей. Как заявляют учредители проекта, только 30-40% ингредиентов будут закупаться у региональных поставщиков. Тогда как есть ресторанные проекты, которые полностью основаны на продуктах российского производства», — указал Пахомов.

В среднем на открытие одной точки общепита требуется от 6 до 10 млн. рублей, а окупаемость таких проектов составляет в среднем от 1,5 до 2 лет, говорит он. Известность Михалкова и Кончаловского может сыграть как в плюс, так и в минус данному проекту, предположил ресторатор. «Многие люди с интересом посетят заведения, которые откроются под их руководством, но и оценивать меню, интерьер, концепцию, обслуживание будут более пристрастно», — считает он.

Даст ли проект мультипликативный эффект экономике?

Если бы правительство тратило деньги на проекты, подобные инициативе братьев-режиссеров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского по созданию сети отечественного фаст-фуда, это было бы не совсем правильно в период кризиса, заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. «В период кризиса государству имеет смысл вкладывать деньги в проекты с максимально мультипликативным эффектом для экономики — таковы, например, проекты в сфере транспортной инфраструктуры и строительства, но никак не в сфере общепита», — сказал он.

По мнению Николаева, просить такие огромные деньги в кризис, когда бюджет «с трудом балансируется», значит быть «слепым и глухим». "Идея проекта основана на конъюнктуре момента, на желании «быть в тренде», — сказал он.