Мирное развитие Южной Осетии ставит немало вопросов о необходимости корректировки Конституции страны, ряд статей нуждаются в более детальном изложении, другие требуют поправок

Празднование Дня Конституции Южной Осетии — это не только повод отметить роль и значение действующего Основного закона в деле становления и укрепления государственности Южной Осетии, но и стимул в очередной раз проанализировать нынешний этап конституционного развития Республики, считает югоосетинский эксперт Юрий Вазагов.

«Принятая в 2001 году Конституция РЮО знаменовала собой переход от парламентской республики на президентскую, на практике произошедший еще в 1996 году. При этом факт смены формы правления тогда вызывал жаркие дискуссии, да и сейчас прежняя форма правления в Южной Осетии, опирающаяся на традиции осетинского ныхаса, остается достаточно популярной», — отметил он.

Тем не менее, продолжил эксперт, необходимость сосредоточения власти в руках главы государства в условиях военной угрозы и политической нестабильности также осознавалась в обществе.

«Нынешняя Конституция действует уже 14 лет, с нею Южная Осетия стала признанным государством. Конституция 2001 года имеет несомненные плюсы, предоставляет достаточно возможностей для формирования системы сдержек и противовесов, другое дело, что конституционные нормы не всегда выполнялись. Однако чем дальше, тем больше развитие республики в условиях мира ставит немало вопросов о необходимости корректировки Основного закона страны. Некоторые статьи нуждаются в более детальном изложении, другие требует изменения или дополнения. Ситуацию усугубили многочисленные изменения и поправки, внесенные в действующую конституцию, которые негативно отразились на конституционном развитии РЮО», — полагает Вазагов.

Еще больше проблем, уверен он, вызывает невыполнение целого ряда статьей Конституции, в частности речь идет о Конституционном суде, местном самоуправлении, кроме того до сих пор в нарушении Конституции не приняты конституционные законы о президенте и парламенте. Этот список, по словам эксперта, можно продолжить.

Вазагов заметил, что сегодня часть юристов и политиков придерживаются мнения, что вместо исправления допущенных перекосов и внесения новых изменений в Основной закон, целесообразнее разработать новую Конституцию с учетом наработанного опыта и требований сегодняшних реалий. Другие же, добавил эксперт, считают, что ситуацию можно исправить путем изменений и поправок в рамках работы нынешней конституционной комиссии.

«Видимо в данной ситуации вопрос следует решать на уровне специалистов, которые должны определить, какое решение будет оптимальным», — считает он.

Как отметил Вазагов, принимая Конституцию 2001 года, ее разработчики, исходя из реалий того периода, многое не предусмотрели касательно перспектив интеграции с Россией и Северной Осетией, хотя, по его словам, как и сейчас, тогда внешнеполитический курс также был однозначно направлен в сторону сближения с Россией.

«Так, например статья 8 гласит, что „Республика Южная Осетия строит свои отношения с Республикой Северная Осетия — Алания на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции“. То есть, мы имеем дело с весьма абстрактной формулировкой, что сказалось на практической реализации этой статьи Конституции. Темпы и характер интеграции с Северной Осетией на протяжении всех 20 с лишним лет существования Южной Осетии во многом зависели от личных предпочтений и политических взглядов тех или иных политиков, поскольку не было четко определенных целей и рамок, которые могли бы подтолкнуть органы власти в РЮО к более системной работе в этом направлении», — заметил Вазагов.

Для сравнения он привел в пример Конституцию ФРГ 1949 года, разработчики которой предусмотрели более широкий коридор возможностей при будущем объединения Германии. «Благодаря этому, в процессе объединения Германии немцам не пришлось разрабатывать новую конституцию. В Южной Осетии же дальнейшее углубление процессов интеграции с РФ и соответственно с Северной Осетией, может повлечь за собой необходимость внесения изменений в действующую Конституцию, либо разработку нового Основного закона», — предположил эксперт.

Напомним, Южная Осетия сегодня, 8 апреля, отмечает 14 лет с принятия Конституции Республики 8 апреля 2001 года.