«Я с энтузиазмом приветствую инициативу создания Федерального агентства по делам национальностей. Главное, чтобы эта структура очень четко понимала современное состояние межэтнических и энтноконфессиональных отношений, чтобы работники этой структуры были компетентными и достоверными в оценке динамики этих отношений», — такое мнение высказала 13 марта корреспонденту ИА REGNUM директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета (Ставропольский край), член комиссии по миграционным вопросам Совета при президенте России по межнациональным отношениям Майя Аствацатурова.

«Агентство по делам национальностей необходимо, потому что нужна целевая профильная структура исполнительной власти, которая будет реализовывать все те политические доктринальные документы, которые за последнее время разработаны и приняты. Это во-первых», — считает профессор.

«Во-вторых, если будет создана федеральная структура власти, то осуществится некая чиновничья бюрократическая инерция (в хорошем смысле). И в регионах России тоже будут созданы или сохранены и развиты имеющиеся профильные, отраслевые структуры региональной исполнительной власти. Соответственно, и на муниципальном уровне этому тоже будет предаваться определенное значение», — считает эксперт.

Кроме того, политолог подчеркнула, что с созданием агентства соблюдается определенная логика: «Еще с 2012 года, когда Владимир Путин осуществлял предвыборную кампанию, на Юге России, в Кисловодске, на Форуме народов Юга России этот вопрос поднимался. И за время предвыборных событий шла речь о том, что нужно создать некий орган, который будет заниматься управлением регулированием межэтнических отношений».

«Инициатива президента первоначально состояла в том, что был создан общественно-консультативный орган, всем нам хорошо известный Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ. Но, видимо, практика и ситуация подсказывает, что нужен не только институт гражданского общества, (хотя там очень много известных экспертов и я сама имею честь быть в одной из комиссий при этом совете), но нужна исполнительская дисциплина, нужна исполнительно-распорядительная структура, нужна профильная исполнительная система, которая будет реализовывать Стратегию государственной национальной политики РФ», — считает эксперт.

«Тем более, что в системе законодательной власти соответствующий комитет есть. Тем более, что опыт такой накоплен департаментом по межнациональным отношениям, который был в структуре министерства регионального развития, а теперь в структуре министерства культуры», — добавила Аствацатурова.

Говоря о современном состоянии межэтнических и энтноконфессиональных отношений, эксперт подчеркнула, что мы наблюдаем как позитивную, так и негативную динамику этих отношений.

«Негативная во многом связана с внешнеполитическим фактором, террористическими угрозами, попытками извне расшатать ситуацию, в частности, на Северном Кавказе. В частности, мониторинг показывает, что любые конфликты на Северном Кавказе: в сфере собственности, в сфере политики, в сфере территорий, в сфере осуществления реформ местного самоуправления, — все моментально проецируются в сферу межэтнических отношений», — отметила политолог.

«И утешать себя тем, что эти конфликты имеют под собой изначально бытовые детерминанты здесь не приходится. Может быть, даже хуже, что любые конфликты проецируются во взаимную ксенофобию, угрозы; и чисто уголовные сюжеты чрезвычайно обостряют межэтнические и этноконфессиональные разногласия. И мне кажется, что должны быть разработаны новые подходы и управленческие технологии по их нейтрализации, и экспертная поддержка должна быть тоже на очень высоком уровне», — высказала мнение профессор.

«Позитивная динамика связана с тем, что во внутренних отношениях подавляющая масса нашего населения не демонстрирует массовых националистических проявлений. Может быть, не стоит этим утешаться на фоне отдельных проявлений фашистских, нацистских и ксенофобских. Но совершенно понятно, что сегодня нет массовых межэтнических конфликтов без внешнеполитических проекций. И, кстати, об этом мы говорим и на Северном Кавказе», — сказала политолог.

«И безусловно в связи с внешней политикой президента РФ, событиями, связанными с Крымом, с поддержкой русского мира на Украине, связан патриотический подъем россиян, независимо от их национальностей», — добавила она.

«Мне кажется, это хорошая база для дальнейшей консолидации нашего общества именно как гражданской нации, когда на первом плане российские ценности. Причём не только культурные, традиционные и духовные скрепы. Но, на мой взгляд, нужно педалировать в этой консолидации политическую грамотность: знание закона, знание принципов внешней политики, внутренней политики», — заключила Аствацатурова.

Напомним, президент РФ Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву рассмотреть вопрос и представить предложения о создании Федерального агентства по делам национальностей, сообщается на сайте Кремля.

По мнению президента, новая госструктура должна решать вопросы реализации госполитики и принятых госпрограмм в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений; осуществления мер, направленных на укрепление российской нации, межнационального и межконфессионального согласия, а также мер, направленных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации; а также проводить мониторинг и надзор в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.