«Количество койко-мест в больницах на душу населения показывает уровень заболеваемости, но не нагрузку на врача. Реально на „дневного врача“ у нас приходится 20-30 коек — это очень большая нагрузка, на ночного „дежуранта“ может приходиться и по 80 коек», — заявил 12 марта корреспонденту ИА REGNUM врач 3-й минской городской клинической больницы, пожелавший остаться неназванным.

«Из-за низких зарплат на ставку у нас никто не работает», — сказал он, оценивая ситуацию в системе Минздрава постсоветской республики. По словам врача, выбор у него невелик: «Или я соглашаюсь работать на 1,5-1,75 ставки с 5 суточными дежурствами ежемесячно, или на моё место возьмут другого врача. Но пока его возьмут на работу, может пройти год, а рассчитанную на меня нагрузку распределят на моих коллег — будут работать фактически на 2 ставки и по 6 суток дежурить. Срабатывает некая профессиональная солидарность, да и терять профессию не хочется — это ведь не только у нас такая нагрузка, это везде так».

«Что касается укомплектованностью врачами и медсёстрами: Жарко врёт. Я не знаю, на кого рассчитано то, что он сказал на пресс-конференции — у многих ведь родственники работают в больницах, каждый ходит в поликлинику и видит всё своими глазами, — отметил врач. — Судя по 3-й ГКБ и тем минским больницам, где у меня друзья и знакомые, везде есть дефицит врачей — около половины от штата по врачам и минимум 2/3 по младшему медперсоналу можно смело набирать. Другое дело, что чиновники Минздрава руководствуются своими соображениями, предпочитая увеличивать нагрузку на врача. Естественно, не все могут везти такой воз — есть текучка кадров, врачи и медсёстры уходят».

Оценивая эффективность увеличения срока обязательной отработки до 5 лет выпускников медицинских вузов и техникумов, врач сказал: «Что это даст? Наберут тех, кто не смог поступить в нормальный вуз или техникум из-за низкого балла на централизованном тестировании. Уже давно висят объявления о набор на обучение медсёстрами тех, у кого балл по ЦТ на уровне горьких двоечников. Вы хотите, чтобы такая сестра ставила вам капельницу или выполнила более сложную процедуру? Лично мне боязно с такими работать. Ну и потом: зарплаты надо повышать, чтобы врач мог построить квартиру, купить приличную машину, соответствовать своему статусу. Ведь даже в Африке, где наши врачи работают, к ним относятся лучше, чем здесь. Пора прекратить это „закручивание гаек“, снять с врача всю эту бумажную дополнительную нагрузку (в советские времена ведь лечили, и нормально лечили без всего этого вороха бумажек), перестать видеть во враче „убийцу в белом халате“ или вредителя. Когда будут созданы достойные условия для работы, то никакая пяти- или двухлетняя отработка не понадобится».

Врач опроверг заявление министра здравоохранения, сказав: «Всё врёт — и по укомплектованности персоналом, и по рецептам. У нас имеется письменное указание выписывать только белорусские лекарства, а если выписываются импортные препараты, то надо написать обоснование — почему выписываются импортные аналоги, а не белорусские лекарства».

По словам врача 10-й ГКБ Минска, также пожелавшего остаться неназванным из-за опасений «нервотрёпки» со стороны начальства, ситуация с обеспечением кадрами, описанная его коллегой из 3-й ГКБ, соответствует реальному положению дел. Однако, отметил он, нагрузка на врача, в зависимости от специальности, сильно отличается.

«Например, на реаниматолога может приходиться 4-6 человек. Как правило, у нас палаты рассчитаны примерно на 6 человек. На психиатра приходится 25-30 человек. У хирургов — меньше, у кого-то — больше. Нельзя так в целом взять и разделить количество койко-мест на количество врачей. Надо ведь учитывать и административные должности. Есть врач в приёмном отделении, который палаты не ведёт. Т.е. „взять и поделить“, в данном случае — количество коек на количество врачей, это не наш метод», — пояснил он.

По его словам, количество койко-мест на одного врача определённой специальности значительно выше, чем в Евросоюзе, а зарплаты — кратно ниже. Однако, отметил он, это не повод «ещё и ещё нагружать врача, а, может быть, повод отказаться от строительства никому не нужного, кроме одного человека, дворца или перенаправить средства в Минздрав от экспорта калийных удобрений и нефтепродуктов».

«Зарплата главврача и его заместителей хорошая, — отметил он. — А вот у врачей, работающих почти на 2 ставки, нет даже обещанных Александром Григорьевичем (Александром Лукашенко, — ИА REGNUM) $500. Зарплата медсестры, которая работает почти на две ставки — в два раза ниже, хотя медсёстры у нас реально „пашут“. Но можно ли на эти деньги кормить семью, строить квартиру, думать о будущем детей? Повышения зарплат действительно были, но их съела инфляция — посмотрите, как выросла коммуналка, бензин, всё остальное. Если сравнивать мою зарплату в долларовом эквиваленте сейчас и в прошлом году, то она стала меньше».

Как сообщало ИА REGNUM, 12 марта на пресс-конференции в Минске министр здравоохранения Белоруссии Василий Жарко заявил: «Число больничных коек на 10 тыс населения составило 107,4, в России — 97, в Казахстане — 117, в Японии — 137, в Германии — 82 койки». Министр отметил также Белоруссия выбилась в мировые лидеры по трансплантологии, что показатель средней продолжительности пребывания в стационаре составил 10,9 дня, тогда как в России — 12,6 дня, в Казахстане — 12,3, на Украине — 12,5, в странах ЕС — 8,14 дня.