В Белоруссии опубликован приказ МВД, предписывающий задерживать фотографов
Москва, 11 марта, 2015, 11:39 — ИА Регнум. В сети интернет опубликована копия приказа замминистра МВД Белоруссии генерал-майора милиции Николая Мельченко — согласно документу, причиной задержаний фотографирующих административные здания Белоруссии стал инцидент с гражданином России Алексеем Колесниченко. Об этом 10 марта проинформировало издание «Еврорадио», опубликовав копию документа.
Отсканированная копия документа датирована 25 февраля и появилась на одном из форумов. Согласно документу, гражданин России был задержан в 10 часов 23 февраля в провинциальном городе Лоев после того, как сфотографировал местное отделение милиции. В дежурной части Лоевского РУВД изданию подтвердили факт задержания 23 февраля гражданина РФ, который был опрошен и осужден за «административное правонарушение».
Возможно, именно после инцидента с Колесниченко был издан опубликованный документ, ограничивающий возможности человека с фотокамерой. В документе с реквизитами МВД Белоруссии сказано:
«23 февраля 2015 года в 10:00 у здания Лоевского РУВД задержан гражданин Российской Федерации Колесниченко А. А., который при помощи фотоаппарата совершал фотосъемку здания РУВД и расположенного рядом военкомата. При осмотре изъятых у него вещей на внутреннем носителе информации фотоаппарата были найдены 15 фотографий с изображениями зданий государственных органов, железнодорожного вокзала Гомеля, а также фрагментов внутренних и внешних частей воздушного судна.
В целях исключения аналогичных провокационных действий, а также в исполнение указаний министра внутренних дел Республики Беларусь по обеспечению общественной безопасности необходимо:
— Ориентировать сотрудников УВД, несущих службу в составе штатных нарядов ОДС, а также нарядов, задействованных в охране общественной безопасности в единой дислокации, на выявление, задержание и доставку в ОВД лиц, осуществляющих фото- и видеосъемку зданий государственных органов, в том числе осуществляющих правоохранительную деятельность, а также критически важных объектов. Предупредить о необходимости повышения бдительности во время несения службы.
— При осуществлении разбирательства с указанными лицами в обязательном порядке обеспечить их личный обыск, опрос, проверку по базам данных МВД, а также постановку на дакто-, фото и видеоучеты.
— Организовать проверку находящихся при них фото-, звуко-, видеозаписывающей аппаратуры, других устройств, используемых для этих целей, а также оборудования для приема и передачи данных по проводным и беспроводным каналам связи.
— По каждому факту задержания таких лиц незамедлительно информировать управление оперативно-дежурной службы милиции общественной безопасности МВД по телефону с последующим представлением в течение трех часов телеграммы с объяснением обстоятельств выявленного правонарушения и принятых мер.
Заместитель министра, генерал-майор милиции Н. А. Мельченко».
Новостное сообщение и документ перепечатали оппозиционные издания. Опровержения МВД Белоруссии не последовало. Посольство РФ в Белоруссии также не комментирует ситуацию, хотя поводом для очередного медийного скандала стало именно задержание гражданина России.
Как сообщало ИА REGNUM, 6 марта госинформагентство БелТА опубликовало комментарий начальника управления информации и общественных связей МВД Белоруссии Константина Шалькевича. «Речь не идет о запрете видео- или фотосъемки административных зданий, а регулирует исключительно действия сотрудников органов внутренних дел», — подчеркнул Шалькевич. В сообщении госинформагентства со ссылкой на МВД присутствует странная формулировка: «Необходимость такого указания вызвана участившимися случаями задержания граждан, снимавших административные здания с неблаговидными целями. В отдельных эпизодах съемка сопровождала откровенно хулиганские действия». В МВД отметили, что сотрудники ОВД имеют право доставить гражданина в отдел внутренних дел и провести разбирательство при возникновении подозрений на причастность гражданина к провокационной или другой угрожающей общественной безопасности деятельности. При этом Шалькевич не смог указать на критерии, по которым не каждого встречного с фотокамерой или без может ожидать такая участь.