Падение курса евро по отношению к американскому доллару продолжается. Накануне ценность евровалюты уменьшилась до рекордного за последние 11 лет уровня, составив 1,0823 доллара. К закрытию нью-йоркской биржи евро немного прибавил — изменилась третья цифра после запятой — 1,0876. Впрочем, ничего экстраординарного в падении евро нет, считает аналитик латвийского банка AB.LV Леонид Ольшанский. Как пояснил экономист в интервью программе «Латвийского Радио-4» «Домская площадь», даже резкое падение курса валют — это нормальное рыночное движение.

«Если смотреть на курсы мировых валют, то на протяжении длительного времени мы можем наблюдать колебания курсов, и они, к сожалению, достаточно велики по своей амплитуде. Если говорить о евро, то с 2001 года его курс только рос. Сейчас цикл роста сменился циклом падения, только и всего. В этом нет ничего экстраординарного, это нормальное рыночное движение», — уверен Ольшанский.

Дальнейшее падение курса евро не удивляет и биржевого аналитика банка SEB Андриса Лариньша. Впрочем, по его словам, свежие признаки указывают на замедление пике евровалюты. «Если Центральный банк США перестал вливать деньги в экономику, то Европейский Центральный банк в следующем году выделит дополнительный 1 трлн евро для финансового рынка. Поэтому цена на евро и падает. Исходя из экономических данных, в США улучшается ситуация на рабочем рынке, безработица сокращается, а в Европе она пока держится на прежнем уровне. Не могу загадывать, какой курс будет в будущем, потому что тенденции на рынке могут поменяться, но пока паритет евро и доллара вполне возможен», — сказал аналитик.

Слабый евро — одновременно и хорошо, и плохо. Эксперты подчеркивают, что прежде всего — это шанс для латвийских экспортеров, которые вывозят свою продукцию в долларовую зону, а также в Великобританию, так как одновременно растёт и цена британского фунта. Латвийские товары там становятся более конкурентоспособным. А вот то, что ввозят оттуда, напротив, дорожает. Правда, обычный потребитель этого не замечает. «Если человек не выезжает за пределы еврозоны, он мало все почувствует. Могли бы вырасти цены на товары, которые завозятся в Европу, но во-первых, у нас основная масса товаров все равно идет из еврозоны, а во-вторых, это как-то нивелируются бизнесменами и сейчас мы наблюдаем дефляцию. Никакой инфляции от падения евро мы не ощущаем. Поэтому для простого человека, который не занимается инвестициями и не собирается зарабатывать на своих средствах, ничего особенного не происходит», — считает Ольшанский.

Впрочем, эхо продолжающего дорожать доллара уже второй месяц отзывается в бумажниках водителей. Дорожает нефть, а значит, и горючее на латвийских АЗС. «Если цена на мировом рынке остается в районе 60 долларов за баррель, то из-за роста цены доллара должна и расти цена на топливо. Цены на мировом рынке сырья — в долларах, поэтому если сама цена на сырье не меняется, то ее меняет курс валют», — пояснил Лариньш.

Между тем, в выигрыше, по словам экспертов, оказались те, кто держит свои накопления одновременно в нескольких валютах.