Переводчица первой сессии Совбеза ООН: Что может быть выше Родины и дороже совести?
Москва, 27 февраля, 2015, 18:52 — ИА Регнум. «Говорят, у нас нет идеологии. Но разве может быть идея выше, чем Родина?» — заявила корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 27 февраля, Нина Георгиевна Громова, вдова Героя Советского Союза Михаила Михайловича Громова, совершившего в 1937 году перелёт через Северный полюс в Америку.
Ветеран Великой Отечественной войны, лейтенант запаса, военный переводчик, непревзойдённая рекордсменка мира по стипль-чезу Нина Громова посетила аэрокосмический лицей имени М.М.Громова в подмосковном Жуковском, где его имя также носит основанный им Лётно-исследовательский институт и одна из площадей. Встреча памяти легендарного лётчика и учёного стала уже традиционным праздником. В дни его рождения и памяти здесь собираются лицеисты, лётчики, учёные и другие горожане. Для гостей устроили торжественный концерт, после которого дочь М.М.Громова Софья Михайловна «полетала» на тренажёре с лицеистами и инструктором.
Приветствуя детей, Нина Георгиевна показала им медаль «70-летие Победы» и пожелала выбрать правильный путь в жизни и непременно читать классическую литературу. «В вашей библиотеке есть книжки Михаила Михайловича Громова, — напомнила она. — Не забывайте его удивительные слова: „Я закончил свою деятельность в авиации без единой царапины на теле и совести“. Тело телом, это как Бог даст, но вот совесть сохранить — это обязанность российского человека».
«Мы потеряли два поколения молодёжи, — отметила она в беседе с корреспондентом ИА REGNUM. — Здесь я только восторгаюсь тем, как дети ведут себя, как общаются с учителями. А вот то, что я вижу у себя в сквере на Красной Пресне, меня очень удручает — распущенность крайней степени. Человека от животного отличает не только творческая настроенность, но и ещё одно качество — стыд. К сожалению, многие перестали помнить это. И ещё меня удручает нынешняя устремлённость в карман, в денежки, в расчёты. Мне в молодости было неважно, в каком я платье, ситцевом или сатиновом, лишь бы оно было чистым и выглаженным. Очень надеюсь, что такая работа, какая ведётся здесь, позволит переломить такое негативное направление развития молодёжи».
После войны Нина Георгиевна работала переводчиком в Англии, на первой сессии Совета безопасности ООН. Одной из городских легенд в Жуковском стала история о том, как конкуристы перестали падать с лошадей после того, как Громов наладил жене центровку седла, сдвинув его назад.
В 1994 город Громовский комитет города Сан-Джасинто в Калифорнии, в 1937-м встречавшего советский экипаж, пригласил Нину Георгиевну в США. Портрет легендарного лётчика висел в городской мэрии на самом видном месте. Члены Громовского комитета — американские лётчики и члены их семей — возили гостей из России по всему штату. Сами они не раз посещали Москву, в последний раз — года три назад, рассказала Нина Георгиевна. Она была бы не против повидаться с ними снова. Хотя и без того её жизнь крайне насыщенна по сей день: посещение конноспортивных соревнований, литературные вечера в Центральном доме учёных, мемуары, поездки. «Никогда нельзя терять любопытство, интерес к жизни», — поделилась секретом долголетия Нина Георгиевна.
На встрече стало известно, что одной из школ Судака также планируют присвоить имя Громова. Нина Георгиевна сказала, что рада будет попасть в Крым, где впервые побывала в 1938 году в числе лучших школьников СССР — тогда она представляла в первом крымском лагере Калининскую область.
Ольга Пушкарёва