Государственная дума Российской Федерации в феврале одобрила во втором чтении проект Кодекса административного судопроизводства, который призван урегулировать порядок рассмотрения ряда споров между гражданами и государством. Он начнет действовать с 15 сентября 2015 года. О том, что меняет данный законопроект, в интервью ИА REGNUM рассказала заместитель генерального директора по международным проектам компании «АМР Консалтинг», юрист Эльвира Абдуллина.

ИА REGNUM: Как Вы считаете, необходим ли отдельный кодекс, регулирующий судопроизводство по административным делам? Ведь стоит учитывать, что административных судов в ближайшее время не предвидится.

Отдельный кодекс, регулирующий административное судопроизводство в судах общей юрисдикции, а также Верховном суде РФ, может быть необходим по следующей причине. Содержащиеся в настоящее время в ГПК РФ нормы не могут в полной мере отразить всю специфику судопроизводства, содержащего публичный элемент. Дело в том, что ГПК изначально предусматривает порядок производства по делам, в которых стороны равноправны, поскольку отношения между ними возникают из правоотношений по применению норм частного права (гражданское, семейное и т.п.). В правоотношениях сторон административного процесса ситуация иная: они изначально не равноправны, поскольку присутствует публичный элемент (например, одной из сторон является государственный орган). Поэтому и правила рассмотрения административных исков должны отличаться от тех, что действуют в отношении частно-правовых споров.

ИА REGNUM: Граждане без юридического образования не смогут представлять свои интересы в судах по некоторым категориям дел. Что Вы думаете о таком ограничении представительства?

Данное ограничение по своей сути является положительным, поскольку гарантирует бóльшую защиту административным истцам. Рассмотрение административных споров предполагает знание специфики административного законодательства, что зачастую недоступно обычным гражданам без юридического образования. Введение подобного ограничения в действительности приведет к повышению качества защиты прав и интересов истцов в административном судопроизводстве, минимизирует риски принятия необоснованного решения судом из-за ошибок, допущенных юридически неграмотными истцами.