Донецкая народная республика признала себе официальной правопреемницей Донецко-Криворожской республики. Соответствующий меморандум был принят 6 февраля на заседании парламента республики. «Мы, депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики, осознавая свою ответственность перед прошлым и прокладывая дорогу в будущее, провозглашаем продолжение традиций Донецко-Криворожской Республики и заявляем, что государство Донецкая Народная Республика является ее преемником. Призываем к сотрудничеству и объединению усилий по построению федеративного государства на добровольных договорных основах все территории и земли, входившие в состав Донецко-Криворожской Республики (ДКР)» — сказано в меморандуме. Какие последствия повлечет такое решение? Корреспондент ИА REGNUM узнал мнение Владимира Корнилова — политического эксперта, директора Центра евразийских исследований и автора книги «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта».

ИА REGNUM: Как Вы относитесь к идее провозглашения ДНР правопреемницей ДКР?

Честно говоря, я изначально был удивлен, почему ДНР не сделала этого раньше, в тот самый момент, когда провозгласила свое создание. Это продемонстрировало бы, что она появилась не из ниоткуда, что у нее есть исторические корни, традиции, свои герои, своя героика.

ИА REGNUM: Достаточно ли знаний о ДКР у жителей Донбасса, чтобы население региона в полной мере восприняло эту идею?

А достаточно ли знаний об Украине было у жителей юга России, когда им объявили, что они, оказывается, украинцы? Это потом сконструированные Грушевским исторические мифы и откровенные байки начали преподавать в школах. Поначалу жители малороссийских поселений сильно смеялись и над тем книжным галицким вариантом их разговорного языка, совершенно не понимая его, и тем более над мифами о «древних украх». На советской и тем более на независимой Украине старались тщательно вытравить память о целых страницах в истории Донбасса. Скажем, в некоторых школьных учебниках Донецкая республика 1918 г. вообще не была упомянута. В то время как Западно-Украинской Народной Республике отводились целые главы. Хотя просуществовала она еще меньше, чем ДКР, и уж точно имела меньшую легитимность. Но эти запреты, эти искусственно созданные белые пятна породили свою мифологию, в том числе мифологию о Донецкой республике, о которой многие слышали, но мало кто знал. Эти запреты только романтизировали идею ДКР, особенно в умах молодого поколения дончан.

ИА REGNUM: Что на практике означает такое «наследство»? Подразумевает ли это появление в ДНР государственной идеологии и какой она должна быть — или не должна, но будет?

Вы знаете, что объединяет ДКР и ДНР, помимо слова «Донецкая»? И та, и другая не мыслили и не мыслят себя в отрыве от России. Ведь ДКР изначально создавалась не ради независимого государства, а ради того, чтобы сохранить промышленно развитый юг России в составе этой самой России. Но волею судьбы ДКР пришлось объявлять независимость и в одиночку сражаться с мощной германской военной машиной. Вот и сейчас государственной идеей ДНР, насколько мне известно, является та же идея, которая подвигла основателей ДКР на свои деяния — идея общей, неразрывной судьбы с Россией. Так что в этом и преемственность, и идеология

ИА REGNUM: Стоит ли отрицать ДНР свою преемственность от домайданной Украины?

Было бы глупо и смешно заявлять, что в истории Донбасса произошел «монтаж» — мол, была история до откола от России, а потом возникла сразу после провозглашения ДНР. Но надо помнить, в истории Донбасса был и референдум марта 1991-го, когда он проголосовал за сохранение СССР, и референдум 1994-го, когда он проголосовал за государственность своего родного русского языка, но его не захотел слышать Киев. Был и период, когда Донбасс посчитал, что он победил в борьбе с украинскими националистами. Трудно отрицать эти страницы истории региона.

ИА REGNUM: Украина за годы своей независимости также искала государственных «предков». Ими были объявлены УНР, ЗУНР, но в итоге всё закончилось всплеском национализма и тем, что мы сейчас все можем наблюдать. Пойдя по аналогичному пути, ДНР не повторит ли ошибок Украины?

Вот тут вы ошибаетесь. Откройте закон «О правопреемственности Украины» — и вы узнаете, что у нее есть один-единственный исторический предок. И это — Украинская Советская Социалистическая Республика. Никакие УНРы или ЗУНРы в этом законе не предусмотрены. И это все равно не помешало развитию украинского национализма.