Сегодняшняя ситуация на рынке не нуждается в подробном описании. Эксперты уже давно назвали её более чем просто тяжелой. Такие обстоятельства вынуждают крепко задуматься о будущем некоторых отраслей. Авиаперевозки — одна из тех областей, где уже давно назревают серьезные изменения, а, быть может, даже уход некоторых игроков с поля. Как пишет «Коммерсантъ», в минувшем январе впервые после кризиса 2008-2009 годов упали пассажирские авиаперевозки — на 1,3%. В связи с этим авиакомпании начинают принимать решения о подаче заявок на получение госгарантий от правительства. Однако гарантии не смогут спасти всех, цитирует экспертов «Газета.ру».

Специалисты уверены, что падение пассажиропотока по 2015 году составит 10-20%. Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун в интервью «Коммерсанту» заявил, что пассажирооборот в январе упал почти на 10%, а процент занятости кресел снизился на 3,8%. Рост показали только девять авиакомпаний, пять из них входят в Группу «Аэрофлот» («Аэрофлот» вырос на 14,1%). По прогнозам эксперта, ситуация может только ухудшаться: внутреннее потребление будет падать из-за девальвации рубля. Положение ряда авиакомпаний достаточно напряженное, происходят сокращения персонала, в том числе пилотов. Самая тяжелая проблема — лизинг воздушных судов, платежи могут вырасти в 2015 году до 250 млрд руб. При этом спад в отрасли будет затяжным — четыре-пять лет минимум. Ко всему прочему, на рынке наблюдается отток европейских авиакомпаний из российских аэропортов. А значит, зарубежные перевозчики уже не планируют зарабатывать на российском рынке.

В этой связи государство задумалось о поддержке авиаотрасли при помощи субсидирования. Специально для этого правительством была разработана и принята программа господдержки отечественных авиаперевозчиков. Минэкономразвития составило список 199 крупнейших предприятий, находящихся в российской юрисдикции, которые могут рассчитывать на получение госгарантий в приоритетном порядке. В список вошли авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии», а также «ЮТэйр». На этих пять перевозчиков в 2014 году пришлось около 75% всего пассажиропотока, или 69,7 млн пассажиров.

Согласно утвержденному «Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», государство предлагает субсидировать часть затрат на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», по сделкам приобретения лизинговыми компаниями воздушных судов в 2008-2015 годах.

Однако, предполагают эксперты, в нынешней ситуации помощь правительства может оказаться тщетной для некоторых компаний. Наиболее напряженная ситуация сейчас у одного из крупнейших отечественных авиаперевозчиков «ЮТэйр». Кредиторы авиакомпании в лице «Альфа-банка» пытаются взыскать с «ЮТэйр» $42,4 млн и 116 млн руб. просроченных выплат по кредитам, а также добиваются ареста принадлежащего компании имущества. Непростая ситуация и в «Трансаэро». В конце января российское правительство предоставило авиакомпании госгарантию по кредиту на 9 млрд руб. Контролировать целевое использование кредита, обеспеченного гарантией, исполнение авиакомпанией обязательств по кредитному договору, а также расходы на выплату вознаграждений ее руководящему составу будет Минтранс. 28 января кредит на данную сумму сроком на три года был выдан банком ВТБ.

Директор компании Infomost Борис Рыбак уверен, что перевозчикам с большой долговой нагрузкой будет трудно помочь. «Если смотреть с общеэкономической позиции, включение в список авиакомпаний вряд ли поможет исправить положение в отрасли. Необходимо улучшать среду, а не финансировать демпинг. Заливать деньгами рынок, где идет жесточайшая ценовая война и где игроки рынка работают ниже себестоимости, означает поддержание нерыночных условий», — уверен он. Выделяя деньги компаниям с большими долгами, государство провоцирует интенсификацию генерирования убытков, таким образом, вливание денег никак не решает проблему, а лишь увеличивает долг, полагает эксперт.

Для спасения отрасли нужен комплексный план, а не бездумные вливания, уверены специалисты. Например, отмена НДС на внутренние перелеты, субсидирование авиакомпаний в равных долях и условиях, заморозка или недопустимость роста тарифов на аэропортовые услуги и т.д. С этим согласен и Владимир Тасун. «Безусловно, помощь должна быть одинаковой для всех, — считает он и добавляет, — меры должны быть двусторонними. Первое — экономия и оптимизация расходов со стороны авиакомпаний, что в настоящее время подавляющее большинство из них и пытается делать. Второе — меры господдержки отрасли в целом. Именно деятельность авиакомпаний является определяющей, только они формируют финансовые потоки».