Интервью ИА REGNUM Андрея Стебенева, бывшего адвоката Светланы Давыдовой, подозреваемой в государственной измене и шпионаже в пользу Украины.

ИА REGNUM: Андрей, в последнее время вы стали известны в связи с широко обсуждаемыми событиями по поимкам изменников и вашей критикуемой защитой Светланы Давыдовой. Что вы можете сказать по этому поводу?

Ну, неспроста же поется «хорошими делами прославиться нельзя». В общем «не тем ударился об воду, дурачок». Это шутка, а если серьезно, то давать подробных комментариев по делу Давыдовой я не могу, поскольку это может навредить ее защите. Самооправданием заниматься это не полезно. Как говорится, в самооправдании гибель, это голос бесов. Как там — от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. В чем виноват — за то отвечу, а в чем нет — пусть это будет проблема тех, кто меня таким «Иудой» хотят выставить.

ИА REGNUM: И все же, мнение о вас как об «Иуде», как вы говорите, сложилось как только вы в эфире публично заявили о том, что Давыдова задержана небезосновательно. Вы же не будете это отрицать? У всех было недоумение — вы адвокат Давыдовой или адвокат органов с прокурорской позицией?

Отрицать того, что сказал, естественно не буду. Да, нечто такое я говорил. Но тут дело в следующем. В моей практике, вы не поверите, было весьма много дел по статье 275 УК РФ, госизмена.

ИА REGNUM: Да, теперь известно уже о двух.

Их, на самом деле гораздо больше.

ИА REGNUM: И как ваши подопечные? Все сидят?

А с чего вы так считаете? У меня, было, и дело прекращали, и через 5 месяцев на свободу прямо под Новый год человека отпускали, и я этого клиента у ворот СИЗО встречал. Стоит он за воротами СИЗО, а не верит, что кошмар в его жизни закончился.

Так вот, к вопросу об «Иуде». Дел было много, и никогда СМИ не проявляли интереса к этой категории дел. Это сейчас волна пошла. Сам я не публичный, к шумихам навыков не имею. Так просто делал свое дело. Никто не жаловался, будь я по назначению или по соглашению, делал всё, что должно.

А вот после задержания Давыдовой вдруг сразу обрушился шквал звонков. Причем, что существенно, сначала все звонки пошли не из российских СМИ, а с Запада, от иностранных СМИ.

Все их вопросы по логической конструкции были, как в известной логической ловушке «Вы уже перестали избивать своего отца?». Они как бы в вопросе констатировали, что в России полный правовой беспредел и фактически просили меня это подтвердить тем или иным образом. То есть вопросы были такие хитрые, не конкретно про задержанную, а про «полное бесправие граждан в России», а сама задержанная в них фигурировала, как иллюстрация к этому «полному бесправию». Такая, знаете, подмена сути вопроса. И это были исключительно западные СМИ, это уже потом до российских волна дошла.

Да, конечно, как российский адвокат я не могу назвать нашу правовую систему идеальной, это отдельный разговор. Но в то же время я не могу вот так огульно признать, что у нас «полное бесправие и беспредел». Да, я не либерал, ну и что? Если не либерал, то таких не берут в адвокаты? Или, если не либерал, то «карманный адвокат»?

В общем, сработал, видимо какой-то социальный инстинкт на такой вот «наезд», а потому и ответил: «А с чего вы взяли, что по беспределу? Задержание небезосновательно». Они фактически просили огульно подтвердить наличие в России полного беспредела, я не подтвердил. Вот как-то так. А дальше уже вопрос интерпретаций.

Звонков потом было море, причем никто ни разу не предупредил о ведении аудиозаписи. Но отвечал я всем уже так, как изначально сформулировалось, на автомате, в общем. Вот.

На органы я никогда не работал, не работаю, клиентам вреда не делаю, за всю мою практику из-за недоверия ко мне от меня не отказывались, а вот тут… так уж получилось, как говорится «за державу»… «впрягся» (смеется). Не так вошел в медийный поток. Это не была «прокурорская позиция», как некоторые говорят, это была…ну не знаю, как сказать, чтобы не высокопарно… Вот такой вот «Иуда».

ИА REGNUM: А как случилось, что эти западные СМИ так быстро вас нашли, узнали ваш номер телефона?

Хороший вопрос. А от кого они вообще узнали о факте задержания? Я не знаю. Если буду рассуждать и строить догадки на эту тему, могу сделать хуже своей бывшей клиентке. Кто куда обращался, кто кому сообщал…про меня и мой номер телефона или еще что — это уже не мой вопрос.

ИА REGNUM: Против вас возбуждено дисциплинарное производство в Адвокатской палате города Москвы. Есть ли предположения о том, чем оно может для вас закончится?

Упаси Бог, предрешать такие вещи. В данном случае могу только уже не на уровне социального инстинкта, а осознанно сказать, что возбуждено оно небезосновательно. Формально, если смотреть со стороны, в действиях и словах адвоката Стебенева, особенно как их представили СМИ, можно усмотреть нарушения. Как было на самом деле, и что было за этими действиями и словами я отвечу на рассмотрении моего дела, за неподачу апелляционной жалобы, за иной путь изменения меры пресечения и т.д. И в чем виноват — за то отвечу по всей строгости адвокатского кодекса.

ИА REGNUM: Вас ведь могут лишить статуса адвоката?

Да, такой вид наказания предусмотрен. Вот чтобы опять не поняли неправильно, подчеркну — не в порядке подхлимажа, а по правде — в Палате судьбы адвокатов вершат мудрые и справедливые люди. Вот я и верю, что они мудро и справедливо разберут мое дело.

ИА REGNUM: Но Генрих Резник (глава Адвокатской палаты Москвы) перечислил целый ряд вопросов, которые возникли к вам.

Ну, я же уже сказал, что не хочу сейчас оправдываться. Публично я не могу сказать всего, а усечено так получится, что оправдываюсь. Поэтому давайте закончим. Светлане Давыдовой желаю, чтобы ее сложная ситуация разрешалась для нее максимально благоприятно, вам всем тоже удачи, спасибо за внимание.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Светлана Давыдова, многодетная мать из города Вязьмы Смоленской области, была задержана 21 января по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ («Государственная измена») и этапирована в Москву в следственный изолятор «Лефортово». По данным ФСБ, в апреле 2014 года Давыдова неоднократно сообщала в посольство Украины о возможной отправке бойцов военной части, расположенной рядом с ее домом в Вязьме, в Донецк для участия в боевых действиях. После ареста Давыдовой несколько десятков тысяч человек подписали обращение на имя президента РФ Владимира Путина с просьбой пересмотреть ей меру пресечения. 3 февраля Давыдова была отпущена под подписку о невыезде.