4 февраля в Москве был презентован Фонд развития моногородов России, учрежденный Внешэкономбанком в октябре 2014 года. Основная цель фонда — формирование необходимых условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. Первые 3 млрд рублей получены Фондом в конце 2014 года, и будут направлены на диверсификацию экономик пяти российских моногородов: Канаш (Чувашия), Краснотурьинск (Свердловская область), Юрга (Кемеровская область), Надвоицы (Карелия) и Чегдомын (Хабаровский край).

6 февраля в городе Канаш состоялось заседание рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Глава администрации города Канаш Людмила Иванова поделилась с корреспондентом ИА REGNUM планами на будущее при поддержке Фонда развития моногородов.

ИА REGNUM: Людмила Петровна, только что завершился визит представителей Фонда развития моногородов России в Канаш. Каковы Ваши впечатления?

Наш город очень рад поддержке Фонда. Канаш — проблемный моногород, в котором очень ощущается монопрофильность промышленности. Два градообразующих предприятия «Промтрактор-Вагон» и «Канашский автоагрегатный завод», которые до недавнего времени были успешными и перспективными, теперь обречены на спад производства, сокращение численности рабочих мест. Заводы работают не в полную мощность, по сокращенной рабочей неделе, работники заводов часто находятся в простое, вынуждены уходить в административные отпуска. В результате мы имеем большой отток населения за пределы города. А ведь люди должны зарабатывать, содержать свои семьи, питаться, одеваться… Уже сейчас большая часть трудоспособного населения находится «на заработках» — ведь если люди не могут найти работу в Канаше, они ищут ее за пределами города и региона. Поэтому для нас самая главная цель проектов, которые мы надеемся реализовать при поддержке Фонда развития моногородов — создание новых рабочих мест.

ИА REGNUM: Фонд развития моногородов готов к сотрудничеству. А что может предложить город?

У нас уже сформирована индустриальная зона — 375 га. На этой площадке могут разместиться инвесторы разного профиля и разного уровня. Но, для того, чтоб инвесторы уверенно вошли в город, нам необходима мощная современная инженерная инфраструктура. Сегодня нами заявлены четыре проекта, направленные именно на развитие инженерной инфраструктуры нашего индустриального парка. Это проекты реконструкции очистных сооружений, реконструкции городских водопроводных сетей, строительства автомобильной дороги от улицы Машиностроителей до автодороги «Аниш». Эти проекты необходимы для развития крупных производств в Канаше.

Четвертый проект — реконструкция котельной №14 Восточного микрорайона — обеспечит, по нашим планам, развитие малого и среднего бизнеса в городе — гостиничный комплекс, сервисные службы, бытовые услуги.

В зоне нашего индустриального парка уже работают инвесторы, площадка индустриального парка заполняется. Есть успешные предприятия по производству продуктов питания, коагулянтов для очистки воды. Эти предприятия уже вложили большие средства, и готовы развиваться и расширять свои производства, взять дополнительные участки, готовы создавать новые рабочие места.

Но их интерес состоит в хорошей инфраструктуре — электроэнергии, оптимальной транспортной доступности, воде. Для них принципиально важна объездная дорога, о которой уже было сказано, современные водопроводные сети, очистные сооружения, которые позволят им внедрять самые прогрессивные технологии. А сейчас наши очистные сооружения работают на 10 тыс. куб. метров воды в сутки, и этого, конечно, не достаточно. Для нормального развития индустриальной зоны и города нам необходимо не мене 25 тыс. кубометров в сутки.

Конечно, те предприятия, которые уже сейчас располагаются в индустриальной зоне Канаша и реально работают, очень рассчитывают на поддержку Фонда развития моногородов. Впрочем, как и сам город.

ИА REGNUM: А в чем состоят самые главные преимущества Канаша?

Наш город очень удобно расположен — у нас прекрасная доступность по основным магистралям. Канаш — транспортная столица Чувашии. Мы можем обеспечить доступность к нашему индустриальному парку и по автотрассам, и по железной дороге. Через Канаш проходят дороги на Ульяновск, Казань, Чебоксары, Москву. Мы очень удобны для инвестора — любой из них сразу обеспечен транспортной схемой. Ведь очень часто бывает наоборот — организуется производство, к которому потом тянут транспортную схему, что гораздо дороже и труднее. А к нашему индустриальному парку уже подходит железнодорожная ветка, по которой инвестор может привезти сырье, и потом вывезти готовую продукцию без дополнительных транспортных затрат. Иными словами, логистика для инвесторов идеальная.

И сегодня, конечно, если будет помощь Фонда развития моногородов, и будут реализованы обозначенные инфраструктурные проекты, я говорю с высокой долей уверенности — инвесторы к нам придут. И город получит новый импульс к развитию.

ИА REGNUM: Благоприятное развитие Канаша напрямую зависит от развития новых производств?

Несомненно. Сейчас средняя заработная плата по городу — 23 тыс., на некоторых предприятиях — 25 тыс. рублей. Конечно, он был достигнут, как мы уже говорили, благодаря работе двух градообразующих предприятий — «Промтрактор-Вагон» и «Канашский автоагрегатный завод». Сейчас эти предприятия приходят в упадок, и, следовательно, приходит в упадок город.

Уже сейчас мы наблюдаем демографический спад. В первую очередь, это связано с оттоком населения. Люди уезжают на заработки, в такой нестабильной ситуации снижается рождаемость. К тому же, когда люди уезжают на заработки, часто разрушаются семьи, дети остаются без родителей, возрастает социальная напряженность. Многие молодые горожане уезжают получать высшее образование в большие города, и не возвращаются в Канаш. Потому что моногород в сегодняшнем понимании этого слова не обеспечивает никакой перспективы, не обещает никакого развития. Молодежь предпочитает остаться там, где есть «социальный лифт», где есть, во что себя вложить, в чем реализоваться… А значит, единственный выход для любого моногорода, и, конечно, для Канаша — диверсификация. Необходимо уйти от монопрофильности. Надо строить новые предприятия, на которых работники любой специализации, любого профиля и уровня компетенции могли бы найти себя, реализоваться. Такие примеры в Канаше есть.

И в интересах нашего города и его жителей мы хотели бы работать «на опережение». Фонд развития моногородов России готов предоставить средства под уже созданные рабочие места. Позиция города состоит в том, что, после развития и обновления инженерной инфраструктуры, мы легче привлечем инвесторов, создадим для них новые рабочие площадки. Надеюсь, мы найдем «золотую середину» и взаимный интерес в этом рабочем процессе.

Справка:

В моногородах России проживает 15 млн человек, 11% населения страны, на градообразующих предприятиях занят 1,3 млн человек. В моногородах производится пятая часть объема промышленной продукции страны, примерно 7,1 трлн рублей в год. На деятельность Фонда развития моногородов России будут выделены 29,6 млрд рублей до 2017 года.