В недавнем отчёте Transparency International, неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру с отделениями в 100 странах, опубликованы результаты уровня коррупции за 2014 год. Украина входит в группу с уровнем 26, по шкале от 100 (отсутствие коррупции) до 0 (абсолютная коррупция). Компанию Украине составили Коморские острова, Уганда и Бангладеш.

По мнению американского экономиста польского происхождения Марыли Крол (Maryla Krol), работающей научным сотрудником женевского экономического института: «Настоящая угроза суверенитету Украины не Россия, как принято считать на Западе, а повальная коррупция…»

«…Другие источники, например New York Times, опубликовавшая интервью с сотрудником бюро НАТО на Украине Александром Лапко, в котором он признаётся, что украинские призывники стоят перед выбором: заплатить не менее двух тысяч долларов за обмундирование, пригодное для участия в боевых действиях, или дать взятку, чтобы их признали негодными к службе, — только подтверждают выводы комиссии Transparency International», — заключила эксперт. "Эта «слабость» стала настолько распространенной, что украинцы едва ли удивились, когда премьер-министр Яценюк заявил ранее в этом году, что 40% всех государственных денег ежегодно уходит в никуда. В результате этого экономика Украины едва ли выросла за последние 20 лет, страна показала худшие результаты развития среди стран бывшего советского блока; ее ВВП вырос на 50 процентов по сравнению с 1992 г., в то время как ВВП Армении увеличился на 400 процентов!

Непрекращающаяся гражданская война на востоке привела экономику Украины к краху. Глубоко укоренившаяся коррупция в сочетании с более высокими, чем ожидалось, расходами на содержание армии завела Украину в экономический штопор уже в 2014 году. ВВП сократился на 10 процентов, гривна была названа «лидером падения валюты» в мире, налоговые поступления от востока сократились на 30 процентов, инфляция выросла до 25 процентов, а валютные резервы страны сократились с $20 млрд начиная с осени 2014 до $9 млрд в январе 2015-го. Еще в октябре Министерство финансов Украины оценило восстановление Луганска и Донецка, главных промышленных центров Украины, по крайней мере в $2 млрд, которые должны будут дать международные институты. У Украины есть масса серьёзных проблем, например, это предстоящие выплаты, которые в текущем году должны составить порядка 20 миллиардов долларов. Важно и то, что в эти 20 миллиардов долларов, которые нужны Украине в этом году, входит необходимость финансирования торгового дефицита, выплат, которые должен делать украинский частный сектор, — а на руках у этого сектора находится порядка ста миллиардов долларов внешнего долга. Около 10% этой суммы придется отдавать в 2015 году. По оценке кредитного рейтингового агентства «Мудис», шанс украинского дефолта из-за международного долга «чрезвычайно высок», и эксперты в январе выражали опасения о надвигающейся реструктуризации долга страны.

Помимо непосредственной финансовой помощи, Украина больше всего нуждается в установлении функциональной, самоподдерживающейся экономической среды. Политики как в Киеве, так и в Брюсселе, должны понимать, что главный успех России в Крыму, а также в восточных регионах, Луганске и Донецке, происходит не из-за дезинформации населения, тайных операций или чисто военной мощи. Выигрывать Москве помогает чувство безнадежности, разделяемое большинством украинцев после двух десятилетий плохого управления и разгула коррупции. В обзоре Transparency International Украине отведена 142-я позиция (из 175 возможных ), в то время как в 2012-м эксперты Ernst & Young назвали Украину одной из трех самых коррумпированных стран в мире, наряду с Колумбией и Бразилией.

Если проанализировать предыдущие годовые отчёты Transparency International, то они показывают, что за последние 15 лет меры по борьбе с коррупцией в стране были мизерные, и Украина никогда не сходила с низших позиций основных исследований TI. Борьба с коррупцией была главной идей «оранжевой революции», лидеры которой позиционировали себя как проевропейские борцы с коррупцией правительства Кучмы.

Аналогичная идея присутствовала и на Евромайдане, на первый взгляд, он был вызван отказом президента Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС, но, посмотрев в корень проблемы, надо признать, что стремление в ЕС следует рассматривать ещё и как дисфункцию украинской политической власти, которая постоянно открыто декларирует, что только более тесные связи с ЕС помогут провести необходимые реформы. Тяжелое экономическое положение граждан на востоке Украины, вызванное слабой, отстранённой политикой Киева и бесхозяйственностью власти, в понимании этих людей будет исправлено, как только они войдут в состав России.

У украинцев перед глазами пример Крыма, где одними из первых мер, принятых новой крымской властью, было повышение заработной платы государственным служащим, повышение пенсий на 50 процентов и крупные инвестиции в инфраструктуру и в создание рабочих мест.

Привлекательность Москвы надо уменьшать не пропагандой, а делами, Киеву надо повысить собственную привлекательность среди своих граждан. В противном случае Украина станет просто «чёрной дырой», в которой постоянно исчезает международная денежная помощь, она бесследно оседает на счетах коррумпированных чиновников или используется для погашения долгов, возникших в результате государственного должностного преступления…

Для хорошего старта необходимо сперва реформировать налоговую систему, которая в значительной степени несет ответственность за ветхое состояние государственных финансов Украины. Украинцы должны продолжить реформы Александра Клименко, бывшего министра доходов и сборов Украины. Всего за 2 года его реформ Украина смогла войти в 50 стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом. К моему удивлению, его реформы были не оценены новым правительством и ему пришлось покинуть Украину.

Часть идей Клименко вошли в новый пакет реформ, предложенный правительству 28 декабря, но в конечном итоге предложенные реформы только увеличивают налоговое бремя для компаний и населения. Более того, в целях финансирования текущей военной кампании нынешняя власть ввела ряд налогов, такой как, например, 1,5-процентный «военный налог» со всех зарплат, которые свели на нет предыдущие льготные поправки прошлых лет,

Увеличение ставки за транзит газа вызвало немало споров и недовольство Международного валютного фонда. Повышение, введенное в летнее время в качестве временного способа пополнить военную казну, затем было закреплено указом, что, естественно, вызвало опасения, что нарушение обещаний «о временности» будет препятствовать инвестициям, а также увеличит экономическую зависимость Украины от российских поставок газа.

При составлении бюджета на 2015-й чиновники исходят из предположения, что правительство соберёт налогов на 26% больше по сравнению с 2014-м. Учитывая выводы Transparency International, можно заключить, что Украина — это страна с богатой историей мошенничества с налогами, и предприниматели найдут способы, чтобы приспособиться к дополнительной налоговой нагрузке. Но это означает, что Киев просто потерял прекрасную возможность, чтобы изменить нравы прошлого.