Кризисные явления в экономике в начале 2015 года уже сказались на характере предложения в сфере малого бизнеса Москвы, но в меньшей степени отразились на спросе — во всяком случае, пока. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщила владелица студии флористики Ирина Казарина.

«Наш бизнес — это розничная торговля свежесрезанными цветами, флористика, оформление подарков, мы на рынке шесть лет, — уточнила предпринимательница. — Для нас кризис начался не вот сейчас, а с первым ростом курса доллара, так как аренда нашего магазина исчисляется в долларах. Со своей стороны, могу сказать, что в нашем случае с конечным продуктом аренда не связана, и все разговоры о том, что арендную ставку необходимо повышать из-за курса — мне кажется, это преувеличение со стороны арендодателей. В частности, торговля цветами никак не связана с ценами на нефть, но это не помешало арендодателю выставить нам новые условия. Пришлось договариваться заново; правда, в нашем случае всё прошло успешно».

Если с арендой у малого бизнеса серьезных проблем не возникает (особенно если арендные ставки изначально были в рублях), то поставки товара из-за рубежа ведутся в новых условиях. «Здесь всё покатилось, как снежный ком, — сообщила Казарина. — Многое зависит от специфики бизнеса: мы, в частности, не можем держать никаких стоков, никаких остатков. Цветы — это скоропортящийся продукт, который мы поставляем через день. Цветы мы в основном закупаем на голландских аукционах, а значит, зависим от курса евро». Закупочные цены, по словам предпринимательницы, выросли примерно на треть, и это вынуждает продавцов в Москве повышать цены на цветы. Второй путь — искать российских поставщиков. «Сейчас мы этим сейчас заняты, но приходится констатировать, что качество отечественных цветов очень нестабильное, в массе своей оно ниже чем у товара из Голландии, Италии, Израиля, Эквадора, откуда, как правило, везут цветы. Есть и неплохие отечественные производители, но качество „неровное“», — отметила Казарина.

Отметим, что свежесрезанные цветы — товар, на который не распространяется режим санкций (в отличие от, например, посевного материала для сельского хозяйства). Несмотря на это, почему-то после нового года ряд столичных оптовых поставщиков обнулил скидки для закупщиков, которые несколько лет позволяли торговцам держать маржу и не «задирать» ее лишком сильно в условиях роста закупочных цен. Это решение поставщиков также заставляет бизнес пересматривать существующие договоренности.

Корреспондент ИА REGNUM поинтересовался, насколько изменилась активность потребления товара, который, очевидно, не относится к предметам первой необходимости. «Пока не могу сказать, что произошел сильный спад активности. Цветы по-прежнему покупают. Но те, кто покупали букет за три тысячи, теперь либо покупают букет за полторы-две, или же удивляются, что букеты стали выглядеть по-другому, — пояснила предпринимательница. — Рентабельность бизнеса меняется. А покупатели начали экономить».