Среди вееров петербургского Царского Села теперь есть «Полишинель на воздушном шаре»

Санкт-Петербург, 30 января 2015, 12:47 — REGNUM  14 вееров западноевропейской и русской работы середины XVIII — начала XX века пополнили коллекцию Государственного музея-заповедника «Царское Село» в Санкт-Петербурге. Как сегодня, 30 января, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе ГМЗ, все приобретенные произведения веерного искусства — высокохудожественные образцы, ранее не представленные в царскосельском собрании.

Музей приобрел эти предметы на собственные средства у частных коллекционеров в Париже и Петербурге. «Для нас наиболее ценны семь предметов XVIII столетия. Среди них — веер с пергаментным экраном с изображением евангельской сцены, пластины из слоновой кости украшены ажурной резьбой, гравировкой и позолотой. Его выполнили голландские мастера около 1760 года», — рассказала хранитель музейной коллекции «Быт» Елена Калугина.

Два складных веера с остовами из слоновой кости, декорированными тончайшей сквозной и рельефной резьбой и цветными лаками в стиле шинуазри, изготовлены в Великобритании в 1750-1760-е годы. Бумажный экран одного из них украшен росписью гуашью с изображением античного сюжета «Жемчужина Клеопатры», на оборотной стороне — козлы, птицы и ветка сливы. На экране другого веера на лицевой стороне представлена Диана в окружении четырёх нимф, на оборотной стороне — цветочная роспись в китайском стиле.

Веер «Встреча в парке в сентябре» (Западная Европа, около 1760 года) имеет остов, украшенный искусной резьбой с изображением амуров на балюстраде среди корзинок с фруктами, а бумажный экран представляет галантную сцену на фоне пейзажа.

Особую ценность имеют три веера с китайскими мотивами западноевропейской работы 1760-1770-х годов, чрезвычайно популярные в России в связи с увлечением «китайщиной». Эти веера отличаются особой красочностью, сочетанием различных материалов. Их остовы выполнены из кости и дерева, декорированы ажурной и рельефной резьбой, цветной фольгой и золочением, пластинами перламутра и черепахи. Среди приобретённых предметов также веер, выполненный в мастерских Кантона около 1870 года, на котором представлено китайское общество на террасе.

На экранах некоторых вееров имеются подписи художников и даты изготовления, среди них веер (1879 года), расписанный Иваном Всеволожским — директором Императорских петербургских и московских театров, с карикатурным изображением великосветского костюмированного бала.

Веер, украшенный резной монограммой SH и рельефным гербом, отличает высокий уровень исполнения. Бумажный экран расписан в изысканной золотисто-перламутровой гамме с яркими цветовыми акцентами, на лицевой стороне — изображение театральной ложи, бала и общества на морском берегу, на веере сохранилась подпись художника Mond Morin и дата — 1872.

Редкий экземпляр — небольшой веер «Полишинель» (около 1830 года), состоящий из роговых пластин, украшенных кружевной ажурной резьбой и золочением. Он раскладывается на четыре картинки, написанные гуашью: «Полишинель, бегущий за Пьеро и Коломбиной», «Полишинель, шагающий по полю», «Полишинель на воздушном шаре», «Полишинель, падающий в воду».

Складной веер «Осень, или Сбор винограда» создан в Испании около 1900 года. Его остов собран из гладких костяных пластин, сплошь покрытых росписью гуашью с изображением на лицевой стороне репродукции одноименной картины Франсиско Гойи 1786 года из Музея Прадо в Мадриде.

Большинство вееров хорошо сохранилось. Они будут представлены на выставке «Возвращение веера» в Зубовском корпусе Екатерининского дворца.

Напомним, в царскосельском собрании вееров — более ста предметов. Среди них изделия западноевропейской, восточной и русской работы, произведения веерного искусства XVIII века из исторической коллекции, экспонаты XIX — первой половины XX века, собранные на протяжении последних лет, приобретенные в антикварных магазинах и у частных коллекционеров, а также подаренные музею.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.03.17
Донбасс не одинок
NB!
27.03.17
«Если уж запретили, то до конца» — Кургинян об «антикоррупционных митингах»
NB!
27.03.17
«Кто охрану ставил, тот и шлёпнул» — Кургинян об убийстве Вороненкова
NB!
27.03.17
MOSKVA вместо MOSCOW: Росреестр учит дорожников грамоте
NB!
27.03.17
Российский суд заочно арестовал экс-премьера Украины Арсения Яценюка
NB!
27.03.17
Жириновский: Русская армия или немецкая — пусть украинцы выбирают
NB!
27.03.17
Молдавия: Московский проспект хотят переназвать в честь румынской оккупации
NB!
27.03.17
Кто «спасет нижегородчину» от грязи и мусора?
NB!
27.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 27 марта
NB!
27.03.17
Ле Пен: Если французы скажут евро — да, я уйду в отставку
NB!
27.03.17
К чему Stratfor готовит Балканы и Кавказ
NB!
27.03.17
«Железную леди» в политсовет: врио саратовского губернатора готовит команду
NB!
27.03.17
Лидеры, середняки и аутсайдеры: рейтинг мэров
NB!
27.03.17
В Чебоксарах – «аварийная ситуация» с электроснабжением
NB!
27.03.17
Госсекретарь США Тиллерсон — единственный взрослый человек в Вашингтоне
NB!
27.03.17
Президентские выборы вернули религию в публичную жизнь Франции
NB!
27.03.17
Порошенко: Россия пытается «рассорить украинцев»
NB!
27.03.17
Страна открытых дверей. Чему США могут научить Таджикистан?
NB!
27.03.17
Лавров о реакции Запада на митинг в Москве: «Пресловутые двойные стандарты»
NB!
27.03.17
Поставить диагноз за 10 секунд: врачей готовят к полевым условиям
NB!
27.03.17
Украина воскресила ГУАМ: подписаны договора о ЗСТ и «Шелковом пути»
NB!
27.03.17
«Митинги 26 марта — что это было и что еще будет»: Круглый стол ИА REGNUM