Порядок принятия градостроительных решений в Москве нужно менять, если город не хочет новых жертв, подобных домам Привалова, попавшим под снос, несмотря на протесты экспертов-градозащитников и общественности. Об этом 22 января заявили координаторы общественного движения «Архнадзор», комментируя скандальную ситуацию вокруг памятника городской архитектуры.

«При всей беспрецедентности и циничности, снос ансамбля домов Привалова на Садовнической улице, 9 в январе 2015 года является совершенно типичным и закономерным результатом нынешнего порядка принятия градостроительных решений в Москве, а также характера и состава городского органа, принимающего решения о сохранении либо сносе зданий — комиссии при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, в просторечии — „сносной“, — отметили общественники. — На рассмотрение этой комиссии постоянно выносятся вопросы, связанные с проектами, решения по которым уже приняты высшими городскими инстанциями. Так, в случае с домами на Садовнической улице уже имелись постановление правительства Москвы и решение Градостроительно-земельной комиссии Москвы (ГЗК) во главе с мэром Сергеем Собяниным о реализации инвестиционного контракта, выданный Москомархитектурой градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), разрешение Мосгоcстройнадзора на строительство нового объекта на месте исторических зданий. Совершенно очевидно, что комиссия, руководимая вице-мэром, большинство состава которой представляют сотрудники различных городских органов исполнительной власти, в подобных ситуациях не способна выносить объективные и независимые решения о сохранении либо сносе зданий. Если вопрос уже предрешен городским правительством или городским руководством, комиссия превращается в орган, штампующий принятые вне ее решения».

В «Архнадзоре» полагают, что основная доля решений в сфере градостроительства и в сфере сохранения наследия принимает градостроительно-земельная комиссия города (ГЗК), возглавляемая мэром. «Ни градозащитное, ни экспертное сообщество не представлены в этой Комиссии. Ни пути подготовки информации для заседаний Комиссии, ни принципы принятия решений абсолютно не ясны», — констатировали общественники.

По их мнению, необходимо изменить порядок принятия всех градостроительных решений, связанных со сносом зданий в Москве: только после объективного рассмотрения первичного вопроса о возможности частичного либо полного сноса (демонтажа) должны приниматься постановления или распоряжения городского правительства и ГЗК, утверждаться архитектурные проекты, подписываться контракты, выдаваться ГПЗУ и разрешения на строительство и т.п. «Требуют изменения состав и характер городского органа, принимающего решения о сносе или сохранении зданий. Основополагающим фактором, определяющим возможность или невозможность сноса того или иного здания, является его архитектурная, градостроительная, историческая или иная культурная ценность. Однако люди, являющиеся профессиональными экспертами в этой области, составляют в нынешней Комиссии меньшинство, — отметили в „Архнадзоре“. — А судьбу исторических зданий определяют голосованием специалисты совершенно иных профессий и сотрудники различных сфер городского хозяйства, что выглядит столь же логично, как, например, если бы эксперты по культурному наследию решали большинством голосов проблемы ядерной физики…»

Градозащитники напомнили, что комиссия одобрила снос не только комплекса на Садовнической улице, 9, но и демонтаж значительной части объекта культурного наследия — Кругового депо Николаевской железной дороги, реконструкцию с частичным сносом дома Прошиных на 1-й Тверской-Ямской улице, которая закончилась уничтожением уникального фасада стиля модерн, приговорила к сносу ценные образцы архитектуры конструктивизма на ул. Орджоникидзе, ул. Красина, ул. Красная Пресня; одобрила снос исторических построек и урезание территории объекта культурного наследия — Сретенского монастыря, а также одобрила напрямую запрещенные действовавшими нормативными актами правительства Москвы снос исторических зданий и новое офисное строительство на территории комплекса Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре.

«При этом в составе комиссии вообще не представлены урбанисты, специалисты по ревитализации зданий и территорий, реставраторы, краеведы, историки Москвы, эксперты по наследию ХХ века, музейное сообщество. А голоса немногих экспертов по наследию и представителей общественных организаций при решении спорных вопросов тонут в большинстве солидарно голосующих представителей органов городской власти, — констатировали градозащитники. — Необходимо создание в Москве специализированного Совета по культурному наследию и сохранению исторического города, состоящего из компетентных в этой области ведущих экспертов и представителей общественных организаций. Именно такому Совету может быть доверено решение вопросов о сохранении зданий, о допустимости реализации градостроительных и архитектурных проектов на территории достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. Такие Советы давно и успешно работают в Санкт-Петербурге и ряде других городов».

Отметим, что сегодня же, 22 января, гражданские активисты провели серию одиночных пикетов напротив здания правительства Москвы на Тверской, 13, требуя отправить в отставку заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марата Хуснуллина. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе партии «Яблоко», общественники намерены провести серию пикетов против нынешней градостроительной политики в Москве. Инициаторы подали заявки на два массовых мероприятия у правительства Москвы — на 27 января и 1 февраля.

Дома Привалова, снос которых возмутил московскую общественность, неравнодушную к вопросам сохранения культурного наследия — это ансамбль, дающий представление об эволюции творчества известного зодчего московского модерна Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее. Кроме того, они тесно связаны с историей русской литературы, со многими авторами Серебряного века и, в частности, с Сергеем Есениным. В третьем корпусе 9-го дома в 1913-1916 гг. располагалась редакция журнала «Млечный путь», в котором были опубликованы первые стихи Есенина. Здания являются выявленными объектами культурного наследия и, таким образом, охраняются государством. Общественность не была допущена к обсуждению вопроса на заседание сносной комиссии.