Благодаря панике потребителей в конце 2014 года предприятиям розничной торговли удалось избежать рецессии. Опасаясь исчезновения импортных товаров и повышения цен, жители России «на последнее» покупали впрок бытовую технику, электронику, одежду и обувь. Таково мнение экспертов Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, передает 19 января корреспондент ИА REGNUM.

К концу года розничная торговля почти полностью погрузилась в стагнацию. Падение зарплат и снижение покупательской активности населения, инфляция и девальвация рубля привели к заметному ухудшению состояния ритейла.

В IV квартале 2014 года значение основного индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) оказалось худшим за последние пять лет (начиная с кризисного 2009 года), составив плюс 1%. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности 4000 организаций в III квартале 2014 года, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

Хуже всего себя чувствовала продовольственная розница. ИПУ в продуктовом ритейле показал беспрецедентное падение индикатора до 0% по сравнению с +5 до +7% в среднем за последние пять лет. Такого не было даже в разгар кризиса 2008-2009 гг., когда за счет сохранения потребительской активности розница достаточно быстро преодолела внешний шок и взяла курс на восстановление, отметили экономисты ЦКИ. Негативное воздействие на спрос здесь оказала инфляция. 60% ритейлеров вынуждены были в конце года переписать ценники в своих магазинах.

В итоге в IV квартале более 30% респондентов зафиксировали физическое уменьшение продаж относительно III квартала 2014 года, а 40% впервые с 2009 года констатировали снижение прибыли. Столь негативные изменения привели к сокращению занятости в отрасли. По сравнению с началом года динамика сокращений усилилась в два раза. Об увольнениях сообщили 30% предпринимателей.

Ситуация в отрасли в целом могла бы быть еще хуже, если бы не ажиотажный спрос на товары длительного пользования. Панические настроения на рынке, ожидание дефицита импорта и роста цен заставили покупателей «на последние» запасаться впрок холодильниками, телефонами и телевизорами «по старой цене», что поддержало непродовольственный ритейл и рынок в целом.

Эксперты предупреждают: в начале 2015 года население резко снизит свою покупательскую активность, что может серьезно ударить не только по торговой рознице, но и по экономике в целом.

"К сожалению, грядущий 2015 год розница встречает с самыми наихудшими результатами со времен, казалось бы, давно забытого 2009 года. Как и предполагалось, внешнеторговые ограничения и девальвация национальной валюты оказали мощный удар по одному из самых социальных и, как следствие, стратегических сегментов российской экономики, — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

В результате девальвации рубля население скупает импортные товары, исходя из принципа — «покупай, пока еще не окончательно подорожало». Из-за падения зарплат, торможения реальных располагаемых доходов населения, роста цен на импортные товары, сокращения инвестиций, экономической неопределенности, ослабления рубля, ускорения продовольственной инфляции в ближайшие месяцы, скорее всего, будет наблюдаться заметное ухудшение финансово-экономического состояния розничной торговли.

Сегодняшняя потребительская модель поведения домашних хозяйств, достаточно ясная и прагматичная, которая всегда повторяется в период повышенной турбулентности на валютном рынке и неопределенности экономической ситуации, — это максимально сделать закупки товаров длительного пользования, включая инвестиционные товары. Затем население резко снизит свою покупательскую активность, перейдя к ограниченному потреблению только товаров и продуктов, необходимых для текущего жизненного обеспечения. Также, если будет возможность, население начнет сберегать часть дохода для создания своих суверенных резервов, включая валютные, и фондов своего благосостояния в целях минимизации возможных социальных потерь от объявленного курса «затягивания поясов».

«Сегодня задача государства состоит в том, чтобы в кратчайшее время при помощи политических и экономических механизмов вывести домашние хозяйства из возможного потребительского ступора. Нельзя забывать, что именно потребительский спрос в последние два года являлся ключевым драйвером роста экономики. Иначе не позднее начала весны 2015 года экономика войдет в рецессию и дальнейшее сползание в зону отрицательных темпов экономического роста с непредсказуемыми негативными социальными последствиями», — резюмировал эксперт.