На вопросы ИА REGNUM отвечает апостольский нунций в России Архиепископ Иван Юркович.

ИА REGNUM: Насколько изменилась или не изменилась политика Святого престола в отношении России с приходом папы Римского Франциска?

После полутора лет понтификата папы Франциска у многих сложилось впечатление, что Святой Престол радикально изменил свои приоритеты и поле деятельности. Однако и Католическая церковь, и Папство суть институты, укоренённые в истории. Для понимания подобных институтов действует правило, согласно которому исторические константы более существенны, чем исторические переменные. Историю человечества можно сравнить с океаном: мы не видим тысячи метров его глубин, но представление о нем и свои впечатления от него получаем лишь от нескольких обозримых метров глубины. Это ещё более справедливо по отношению к Церкви, являющейся делом Божьим. Она постоянно присутствует в Божьем замысле для человечества, и её центром является спасительное событие Иисуса Христа.

Исходя из этой предпосылки, выскажу первое соображение, что в религиозных организациях прежде всего виден Предстоятель. Это верно по отношению ко всем Церквам, но особым образом касается Католической церкви — и ввиду роли Папства во внутренних делах Церкви, и ввиду его влияния на мировые события. Так произошло и с папой Франциском. Приехавший из Латинской Америки и всю жизнь непосредственно занимавшийся душепастырской миссией, он ввёл со свойственными ему простотой и мужеством новый стиль открытости, в том числе и в Римской курии, деятельность которой обусловлена правилами, принятыми в административной сфере.

Вне всякого сомнения папе Франциску свойственна особая чуткость к социальной справедливости и правам бедных и слабых в целом. Очевидно, что он чувствует как свои собственные страдания, вызванные новыми моделями жизни, связанные с социальными бедами, характером семьи, достоинством личности. Модели жизни, которые оказываются сломанными во многих частях света, от чего искажаются ценности и многие традиционные институты. Меняется концепция семьи и её стабильности, отношение к принятию жизни. Многие благополучные страны испытывают сильнейший демографический кризис, и как следствие появилась необходимость в использовании рабочей силы мигрантов для поддержания уровня жизни. Это повлияло не только на глобальный культурный контекст, в котором мы живём. Папа Франциск уделяет особое внимание этой тематике. Ему нравится находиться среди простых людей, и поэтому он хорошо понимает проблемы иммигрантов, безработных, разочарованных — всех тех, кто страдает от несправедливости. С другой стороны, мы не должны забывать, что подобное внимание к социальным проблемам коренится в глубинах евангельского послания и является продолжением политики предшественников, например, учительства Бенедикта XVI. Кстати, в России недавно вышел в свет второй том трилогии папы Бенедикта, посвящённый Иисусу из Назарета.

Одновременно хотел бы упомянуть о неизменном интересе к России, и особенно к диалогу с православием, столь же сильному, как и у пап, предшественников папы Франциска, новизну которому придаёт личный стиль папы. По различным жизненным обстоятельствам интерес к России и к её традиции возник у папы Франциска с самых молодых лет. Среди прочего он всегда участвовал в праздновании основных православных праздников в местной церкви в Буэнос-Айресе. Как пример стремительности и решительности его подхода достаточно вспомнить его письмо к президенту России Владимиру Путину, написанное 4 сентября 2013 года по случаю встречи G-20 в Санкт-Петербурге. Этот документ, кому-то показавшийся несколько неожиданным, касался ряда важных вопросов и особым образом Сирии, он был написан в очень драматический момент, преодолённый также благодаря скорому ответу президента России. Через короткое время состоялся визит Владимира Путина в Ватикан. А несколько недель назад, в самолёте по пути из Стамбула в Рим, папа обратился к патриарху Кириллу с призывом о встрече, чтобы засвидетельствовать ему свое уважение и обсудить взаимную поддержку в поиске путей сотрудничества и дружбы. Всё это позволяет легко увидеть, какое большое значение Святой престол придаёт диалогу с Россией, равно как и продвижению диалога между всеми основными игроками мировой политической сцены. Я говорю о том служении, которое папы традиционно несут во благо международного сообщества.

ИА REGNUM: Как строятся отношения между государством Ватикан и государством Российская Федерация вне религиозного фактора отношений католицизма — православия?

Отношения с Россией представляют огромную важность для Святого престола. Нельзя абстрагироваться от того факта, что мы говорим о стране, характер которой — несмотря на сложную этно-культурную структуру — обусловлен серьёзнейшим влиянием христианства и евангельских ценностей. Диалог между Святым престолом и Московским патриархатом занимает совершенно исключительное место в рамках диалога, ведущегося со всеми христианскими конфессиями. Он базируется на колоссальном общем богословском наследии, прежде всего на святоотеческом богословии и традиции неразделённой Церкви первого тысячелетия. Следовательно, говоря о диалоге с Россией, непременно следует учитывать этот её уникальный характер, то есть рассматривать его в контексте диалога между Церквями.

С другой стороны, при всём разнообразии присутствующих в России духовных и культурных идентичностей, в течение вот уже целого ряда лет Россия идет путем продвижения христианского видения — и в том, что касается внутрироссийских проблем, и в сфере международных отношений. Очевидно, что подобные подходы получают высокую оценку со стороны Святого престола, зачастую ощущающего себя в изоляции в своих усилиях по продвижению некоторых ценностей, типичных для христианства. Это помогает укреплению наших двусторонних отношений.

ИА REGNUM: Что общего есть у Ватикана и России по важнейшим направлениям международной политики? В первую очередь, на Ближнем Востоке.

В последние годы Ближний Восток накрывают волны такого насилия и жестокости, которые даже трудно себе представить. Доходящие из этих стран новости не перестают ошеломлять. Конечно, от того, что происходит, страдают все. Но христиане взяты на особый прицел, и многие наши небольшие общины являют примеры истинного мученичества и исповедания веры перед лицом насилия и давления. И Святой престол, и Россия (что не исключает интереса и со стороны других стран мира) выражают одинаковую озабоченность судьбой христиан на Ближнем Востоке. К тому же враги христианства не проводят никаких различий между конфессиями, и, как недавно сказал папа Франциск, радикалы рассматривают христианство уже как единое целое, как единый феномен.

В течение этого года по инициативе Московского патриархата приглашались представители христианских Церквей (и православных, и католических), присутствующих в этом регионе высочайшей напряжённости. Во время встреч в Москве представители этих Церквей не раз свидетельствовали, насколько важна для них поддержка Российской Федерации. Папа также выступил с рядом инициатив, проявляя озабоченность судьбой христианских общин, в поиске международного решения конфликта. Совершенно очевидно, что в этом процессе должны принимать участие многие другие страны. Без широкого международного консенсуса по необходимости прекращения конфликта радикальные движения способны изменить конфессиональную структуру региона и свести на нет века положительного опыта сосуществования. Поэтому папа призывает все государства занять ясную позицию перед лицом происходящих событий и без обиняков осудить насилие, раздирающее регион.

ИА REGNUM: Крымский вопрос. Как выстраивается жизнь римско-католической общины на полуострове с учетом новых реалий?

В настоящее время Католическая церковь предпринимает действия, цель которых обеспечить, как и прежде, душепастырство по отношению к католическим общинам как латинского, так и восточного обряда. Ведётся конструктивный диалог с компетентными властями для решения наиболее насущных вопросов. На практике это вопрос приведения в соответствие с законом Российской Федерации о религиозных организациях и получения разрешений на жительство и на работу для священников, несущих служение в приходских общинах. Есть надежда, что в начале 2015 года основные юридические вопросы будут решены, и общины смогут продолжать спокойную жизнь.

ИА REGNUM: Если даст Бог и Святейший отец приедет в Россию, о чем бы мог идти разговор с российскими светскими властями?

Мы все убеждены, что отношения между Святым престолом и Россией имеют надёжное будущее. Моё утверждение основывается не только на том факте, что определённым образом мы принадлежим к той же цивилизации, характеризующейся общим христианским наследием. Конечно, у России своя история, это огромная страна, следующая своим путем и выбирающая собственные модели развития. Но для всего европейского континента всегда будет оставаться много общего в том, что касается цивилизационного и духовного наследия, а ценности будут определяться вековой религиозной традицией. Сегодня мне кажется важным сохранять общее, как это делалось в последние двадцать лет диалога, равно как и поддерживать уверенность в необходимости продолжения движения по этому пути. Таким образом, наш диалог не столкнется с дополнительными трудностями на уровне государства, ни на уровне Церквей, но будет привлекать всё более широкие слои населения и российского общественного мнения. В такой атмосфере несложно будет найти темы для диалога.

Подготовил обозреватель ИА REGNUM Станислав Стремидловский