Секретарь Союза журналистов России, председатель совета Медиаконгресса «Содружество журналистов» Ашот Джазоян считает, что представителям СМИ необходима защита и отстаивание их интересов в коридорах власти. 22 декабря в Доме журналистов обсуждали итоги 2014 года, и оказалось, что в адрес Союза журналистов России поступило множество обращений от региональных СМИ с просьбой создать нормальные условия для работы. Муниципальные СМИ, особенно кабельные телеканалы, находятся в крайне тяжелом положении из-за последних поправок в законы. Назрела необходимость собрать экспертное сообщество, которое выскажет свое профессиональное мнение, и только с учетом его должны приниматься законы, не допускающие различных толкований и не ставящие СМИ на грань выживания. Джазоян уверен, что журналистам нужен свой омбудсмен. Подробно об этом он рассказал в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: В чем вы видите роль омбудсмена?

Тут несколько аспектов. Журналистика стала более полемизированной, часто возникают расхождения во мнениях, бывает, что оппоненты даже требуют наказать другого за его точку зрения. За примерами ходить далеко не надо: Лысенко и Проханов, Шаргунов и Венедиктов, Киселев и Сванидзе… Это очень яркие, интересные журналисты, но даже их аргументы иногда переходят в плоскость оскорблений и требований санкций для несогласных. Омбудсмен мог бы остудить эти горячие головы. Кроме того, этот человек должен представлять интересы цеха перед руководством страны и за ее пределами.

Еще один аспект — санкции в отношении российских журналистов. Я несколько раз бывал в ОБСЕ, там мы поднимали этот вопрос. И здесь нужна была бы помощь омбудсмена, который мог бы отстоять наши интересы за рубежом. Вообще, любое санкционное решение вне судебного разбирательства — бессмысленно, неоправданно и неправильно, потому что разрушает основы демократии.

ИА REGNUM: Кого вы видите в качестве омбудсмена?

Союз журналистов мог бы представлять авторитетный среди коллег человек, такой, например, как Михаил Федотов или Борис Резник. Мы бы организовали в журналистском сообществе обсуждение кандидатов, а потом выдвинули бы его на рассмотрение президента. Мне кажется, необходимость в этом назрела.

ИА REGNUM: Союза журналистов для этого недостаточно?

Союз журналистов — организация творческая. У нас каждый день круглые столы, обсуждения, но нужно, чтобы наши интересы отстаивали на всех уровнях власти. Омбудсмен стал бы неким мостиком между СМИ и властью.

ИА REGNUM: А почему бы журналистам не создать серьезный профсоюз?

Тут вот в чем дело: в Союз журналистов входят и главные редакторы, и даже собственники газет. Если создавать реальный профсоюз, то надо делать как в скандинавских странах — работодатели отдельно, а журналисты отдельно. Очень часто журналист оказывается в бесправном положении перед работодателем. Немало проблем и у ветеранов журналистики. Это большая и серьезная работа, и в ней мог бы тоже помочь омбудсмен, который сделал бы взаимодействие с властью более системной.

ИА REGNUM: То есть эта фигура должна быть лояльной

Самое главное — этот человек должен пользоваться непререкаемым авторитетом в журналистской среде. Тот же Борис Резник вел серьезные журналистские расследования по всей стране, защищал обычных людей, но был и руководителем комитета по информационной политике, а Михаил Федотов — это автор закона о СМИ. Мы должны рассматривать не лояльность, а авторитетность как в своей среде, так и за рубежом.

ИА REGNUM: Не так давно мы говорили о том, что готовится законопроект о защите журналистов в горячих точках. Вы принимаете участие в его разработке?

Мы уже дали свои рекомендации, теперь посмотрим, как будет все это двигаться. Кстати, для продвижения тоже нужен омбудсмен. Закон необходим как можно скорее, горячие точки не исчезают. Очень важно, чтобы семья журналиста имела право на гарантии, на страховку, на компенсации не по решению руководителя, а по закону.