2014 год в Эстонии запомнится высокой политической активностью. Об этом сегодня, 24 декабря, сообщило эстонское издание «Деловые ведомости», подводя итоги уходящего года. Издание напоминает, что весной эстонское правительство покинул изрядно «поднадоевший» за примерно 10-летнее премьерство Андрус Ансип. В итоге появился новый глава кабинета Таави Рыйвас и новая правящая коалиция.

Издание напоминает, что не сработал в полной мере хитроумный план, согласно которому Ансип должен был перебраться в Брюссель на должность еврокомиссара, а теперь уже бывший еврокомиссар Сийм Каллас занять его место на посту премьера. Ансипу в конце концов удалось оказаться на высоком посту в Еврокомиссии, а вот Калласу вернуться в правительство не удалось. Более того, представлявшаяся как техническая процедура замены премьера неожиданно завершилась развалом прежней и возникновением новой коалиции — праволиберальной Реформистской партии и Социал-демократической партии.

Но сама по себе смена лиц в правительстве, пишут «Деловые ведомости», для экономики и бизнеса Эстонии не слишком значимый факт. Важно другое: появление новой коалиции — это всегда новые соглашения, а с учётом надвигающихся парламентских выборов в марте 2015 года договариваются о тех или иных достаточно приятных для электората и затратных для бюджета решениях. Эти затраты, естественно, требуют покрытия. Вероятно, именно новой коалиции мы обязаны тем, что скандальные законы по налогообложению служебных автомобилей и даже декларирования всех счетов выше 1000 евро были приняты, пишет издание. Кроме того, имело место и общее закручивание гаек в налоговой сфере. В частности, можно упомянуть внедрение реестра, в который необходимо вносить работника немедленно, как только он приступает к работе. Также ощущается, на взгляд газеты, чрезмерно жёсткая борьба с любыми видами налоговой оптимизации, в том числе и вполне легальными.

Состоявшиеся в Эстонии выборы в Европарламент оказались достаточно вялыми, большого интереса электората не вызвали, активность избирателей составила лишь 36%. Из итогов можно отметить разве что тот факт, что после долгих раздумий один из победителей этих выборов Урмас Паэт неожиданно решил променять пост главы МИДа на кресло евродепутата. Ещё неожиданнее стало назначение на его место Кейт Пентус-Розиманнус, вызвавшее немало критики. Политологи заговорили о «бройлеризации» эстонской политики, имея в виду уход опытных политиков (Ансипа, Калласа, Паэта) и выдвижение так называемых «политических бройлеров» (Рыйвас, Пентус-Розиманнус).

К счастью, необычно высокая политическая активность и неблагоприятные для бизнеса налоговые изменения не столкнули экономику с траектории роста, темпы которого были достаточно скромными, но всё-таки мы имели позитивный результат. И это несмотря на очень непростую ситуацию у крупнейших внешнеторговых партнёров Эстонии.

Здесь, конечно, напоминают «Деловые ведомости», нельзя не упомянуть российско-украинские, мягко выражаясь, разногласия, итогом которых стали санкции, в конечном итоге блокировавшие экспорт в Россию части продукции сельского хозяйства. Санкции и снижение цен на нефть привели к обвальному падению российского рубля к концу года, что осложняет экспорт в эту страну любых товаров и услуг, в том числе и не попавших под запрет на ввоз в Россию.

С учётом всех этих сложностей даже незначительные темпы роста экономики выглядят большим достижением. Ведь речь идёт не только об абстрактных цифрах роста ВВП, но и о вполне конкретном повышении заработной платы. Тем более что привычные Эстонии высокие темпы инфляции сменились дефляцией. Будем надеяться, заключает издание, что эти тенденции, т.е. повышение уровня жизни и рост экономики, сохранятся в следующем году.