В Москве может быть запущена информационная кампания по профилактике так называемого «трейнсерфинга» (так известного как «зацепинг», а также не исключено ужесточение меры ответственности за подобные действия. Вопросы профилактики детского травматизма на транспорте и предупреждения развития этого молодежного неформального движения на своем заседании 8 декабря обсудила комиссия по безопасности Мосгордумы.

Зацепинг заключается в проезде на транспорте (поездах, электричках, трамваях) с их внешней стороны: на крыше, на подножках, дверях или окнах вагона. Сегодня трейнсерферы объединяются в сообщества, преимущественно используя интернет-ресурсы. Ежегодно число несовершеннолетних правонарушителей, задерживаемых сотрудниками транспортной полиции за катание на сцепках вагонов, растет, отмечали участники заседания. Начальник отдела управления обеспечения охраны общественного порядка на транспорте по Центральному федеральному округу Елена Коренкова сообщила, что за 11 месяцев текущего года на территории железной дороги в ЦФО получили травмы 116 подростков, из них со смертельным исходом — 55. В 2012 году на территории Московского железнодорожного транспортного узла получили травмы 72 подростка, в 2013 году — 84 и за 11 месяцев текущего года — 94 подростка. По мнению Коренковой, зацепинг — это один из видов зависимости, такой же, как курение и алкоголь, только в данном случае — адреналиновый.

В настоящее время административным законодательством, а именно частью 1 статьи 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, предусмотрен штраф в размере 100 рублей. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-сллужбе МГД, Коренкова предложила ужесточить меры ответственности по этой статье административного кодекса.

Начальник отдела охраны общественного порядка УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по Москве Сергей Агафонов сообщил, что в 2013 году в метро было задержано 4 зацепера, а в этом году было уже 10 случаев проезда на крышах вагонов, один из которых закончился смертью подростка. По словам Агафонова, в административном законодательстве, в том числе в статье 10.9 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, правонарушения в метрополитене не прописаны. Он предложил при внесении изменений в статью 11.17 КоАП РФ предусмотреть правонарушения в метрополитене, чтобы привлекать нарушителей на законных основаниях. Заместитель начальника службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» Геннадий Денисюк отметил, что в 2014 году в московском метро увеличилось число зацеперов. По мнению Денисюка, необходимо в статье 10.9 Кодекса Москвы об административных правонарушениях прописать отдельным пунктом несанкционированный проезд в кабинах и на крышах поездов и установить штраф на физических лиц в размере 5 тысяч рублей. Он предложил также провести массовую информационную кампанию в школах, колледжах и институтах.

Члены комиссии отметили, что надо изучить зарубежный опыт профилактики этого явления и разработать научно-методологический подход. Подводя итоги заседания, председатель комиссии по безопасности Инна Святенко отметила, что необходима продуманная и протестированная психологами социальная реклама на эту тему.