Федотов развеял мифы вокруг глобальной интернет-лицензии

Москва, 5 декабря 2014, 18:13 — REGNUM  Ажиотаж вокруг идеи глобального лицензирования связан с противодействием «пиратского» Интернет-лобби. Как заявил генеральный директор Российского Авторского общества (РАО) и Российского Союза правообладателей (РСП) Сергей Федотов, на самом деле новая концепция позволит сделать Интернет-контент значительно дешевле, и при этом вывести отечественную литературу, а также музыкальную и кино- индустрию на принципиально более высокий уровень.

В интервью газете «Культура» Федотов развеял мифы вокруг глобального лицензирования и сборов с Интернет-пользователей и отметил, что это реальный путь к честной свободе в Интернете.

Сейчас деятели культуры остаются ни с чем

По словам Федотова, авторы, исполнители — люди, которые реально производят творческий продукт, — все еще страдают от тех, кто паразитирует на этом продукте, перепродавая его спекулятивным образом.

«Именно на защиту интересов конкретного творца направлены наши инициативы. Мы должны обеспечить достойную оплату их чрезвычайно непростого труда. Наше чувство правоты базируется на том, что мы представляем реальных творцов, боремся за их интересы. Понятно, что некоторые „жирные коты“, зарабатывающие на чужом творческом труде, стараются исказить и дискредитировать наши предложения», — подчеркнул глава РСП.

Федотов обратил внимание, что концепция глобальной лицензии абсолютно революционна, и выразил уверенность, что после ее принятия не только решит проблему внебюджетного финансирования национальной культуры, но и обеспечит приток дополнительных средств в федеральный бюджет, а также даст мощный импульс развитию кинопроизводства, музыкального бизнеса, книгоиздательской индустрии.

«Это объективное мнение и это — самое главное», — сказал он.

Глава РСП отметил, что для защиты интересов российских деятелей культуры сделано немало. Общественные организации — РАО, РСП, ВОИС, РМС (недавно созданный Российский музыкальный союз) — объединяют более 30 000 деятелей отечественной культуры. Российский Союз правообладателей за три года добился впечатляющих результатов — по объемам сборов и выплат гонораров правообладателям уверенно вышел на третье место в мире среди аналогичных организаций.

«Опережают нас пока лишь общества из Франции и Италии. Подобные результаты были бы недостижимы без активной поддержки президента и правительства РФ», — добавил Федотов и дал понять, что глобальное лицензирование позволит добиться еще более весомых результатов в интересах авторов популярного в Интернете контента — книг, музыки и кино.

Ужесточения антипиратских законов недостаточно

Федотов констатировал, что даже принятые недавно поправки к антипиратскому закону не смогут полностью защитить правообладателя, о чем говорит скандальный пример с американским ресурсом iTunes.

«Я был неприятно удивлен, узнав о массовых нарушениях прав российских авторов всемирно известным американским ресурсом iTunes. Среди пострадавших — Юрий Антонов, Владимир Матецкий и многие другие. Наши американские партнеры очень часто указывают нам на недостатки, присущие, по их мнению, существующей в России системе защиты интеллектуальных прав, и вместе с тем цинично игнорируют законные права российских композиторов и поэтов, наживаясь на результатах их многолетнего творческого труда. Я всегда полагал, что iTunes Service абсолютно законопослушен, что весь контент, размещенный в iTunes, „очищен“ по правам: ведь мы платим большие деньги за песни и фильмы, которые скачиваем. Однако выясняется, что большинство песен российских авторов размещены там незаконно, более того, непонятно, кто получает причитающиеся авторам деньги. Восемь альбомов Юрия Антонова выложены в iTunes без его разрешения», — рассказал глава РСП.

В результате оказалось, что действует схема, очень похожая на мошенническую: несколько предприятий передают друг другу какие-то разрешения, между ними идут финансовые взаиморасчеты, проконтролировать которые невозможно.

«В ответ на наши претензии iTunes прислала ведомость на полтора доллара. Но вы же понимаете, насколько популярен Антонов. Его песни скачиваются в России, в Германии, в Израиле, в Америке. Не может быть у него такого гонорара! Но проверить эти расчеты невозможно. В итоге мы направили документы в Генеральную прокуратуру. Там сейчас занимаются московским представительством iTunes, стоит вопрос о возбуждении уголовного дела. Однако коллеги из американских надзорных органов демонстративно отказываются идти на сотрудничество. Такова объективная ситуация, в которой мы все оказались», — констатировал Федотов.

По его оценке, проблема интернет-пиратства интернациональна, она существует не только в России, но и во всем мире. Наверное, с точки зрения представителей интернет-индустрии эта проблема действительно менее значима, чем с точки зрения правообладателей. Однако для правообладателей, для кино-, музыкальной и книгоиздательской индустрий решение вопроса получения справедливого вознаграждения за цифровой контент в интернете является вопросом выживания.

«Антипиратский эффект»

В этой ситуации уникальная идея глобальной лицензии, которая пришла в голову отечественным специалистам, способна принципиально изменить ситуацию, считает Федотов.

«В Европе были похожие мысли, но в рамках Евросоюза каждая страна лоббирует свои интересы, и в таких условиях реализовать подобную концепцию невозможно. У нас же противопоказаний нет. Более того, к глобальному лицензированию готовы присоединиться страны Таможенного союза, а возможно, и Евразийского экономического союза. Учитывая, что мы связаны единым культурным кодом и многие деятели российской культуры по-прежнему любимы в ближнем зарубежье, это делает перспективы наших правообладателей еще более привлекательными», — отметил глава РСП.

По его мнению, нам надо не принимать то, что навязывается из-за рубежа, а самим создавать модель, которая отвечает в первую очередь нашим интересам. "Концепция глобальной лицензии основывается на принципе свободного обмена цифровым контентом. Это борьба с «пиратством» без принуждения к отказу от использования контента — за счет внедрения новых бизнес-моделей, которые обеспечат развитие интернет-пространства в законном поле.

В результате реализации концепции глобального лицензирования кардинально изменится содержание деятельности участников творческой индустрии. На смену ведению бесконечных торгов с информационными посредниками или бесплодным попыткам угнаться за «пиратами» придет возможность сосредоточиться на творческом процессе, а конкурентная борьба перейдет в сферу поиска новых маркетинговых ходов и инструментов.

По оценке главы РСП, экономический эффект от реализации концепции глобального лицензирования будет положительным для всех лиц, прямо или косвенно участвующих в обороте цифрового контента в сети интернет.

«Речь идет примерно о 860 миллионах долларов. Эта сумма позволит поднять материальное обеспечение деятелей нашей культуры на достойный уровень. Причем это актуально не только для авторов, но и для исполнителей. Сегодня российские исполнители, чтобы заработать на жизнь, вынуждены постоянно перемещаться с концертами. Это неправильно. В мире, как мы знаем, туры организовываются только в поддержку нового альбома. Гастроли не являются основным источником доходов. У человека должно оставаться время для спокойного, вдумчивого творчества», — сказал Федотов.

Рецепт от вынужденного «пиратства»

Сегодня уже существует механизм, который является альтернативой глобальной лицензии. Это традиционное лицензирование, при котором правообладатель лично управляет своими правами, как сейчас и происходит в условиях, когда нет единой структуры, куда владелец сайта мог бы обратиться и получить разрешение сразу «на все». Ему приходится получать тысячи, десятки тысяч разрешений от каждого правообладателя, от каждой кинокомпании, от музыкальных компаний. Если автор как физическое лицо лично управляет своими правами, он сам подписывает договоры, оговаривает тарифы, размеры выплат и прочее.

По оценке Федотова, такая система неэффективна. «Столь колоссальный объем работы отнимает массу энергии и времени. А пожилым авторам такое зачастую вообще не по силам. Ведь необходимо одновременно быть и юристом, и специалистом по авторским правам, и экономистом, и продвинутым компьютерным пользователем. Интернет-сайты сегодня порой вынуждены заниматься „пиратством“, даже если категорически этого не хотят — просто потому, что легальным способом получить лицензию на весь контент невозможно», — констатировал он.

При этом глава РСП отметил, что вместо этой сложной схемы сейчас предлагается более простая модель: предоставить лицензию «на все» и при этом собрать такой объем средств, которого хватит для распределения между всеми правообладателями. Монетизация контента вырастет в семь-восемь раз. Доходы его создателей — авторов, исполнителей — соответственно тоже. «Глобальное лицензирование упрощает процесс, нет лишних бумаг. И, кроме того, является огромным стимулом для индустрии», — сказал Федотов.

Вместе с тем он обратил внимание, что после введения глобальной лицензии прежний способ управления авторскими правами никто не отменит. В основу концепции заложен принцип альтернативности глобального лицензирования для правообладателя, который вправе в любой момент изъять принадлежащие ему права из управления аккредитованной организации и самостоятельно осуществлять управление и защиту своих прав в сети интернет.

При этом он обратил внимание на проблемы при ведении бизнес-проектов в Интернете. «Сегодня человек, создающий платформу в интернете и формирующий на стадии стартапа некий объем прав, сталкивается с тем, что любая музыкальная компания, к примеру, требует очень серьезный аванс. Если он хочет собрать красивую витрину с кино и музыкой, то должен сразу инвестировать сотни тысяч или даже миллионы долларов только в получение разрешений. „Кто в состоянии начать такой бизнес и удастся ли сделать его прибыльным? Практически все российские интернет-площадки находятся на грани окупаемости либо в убытке“, — констатировал он.

В то же время концепция глобального лицензирования предполагает, что можно зарегистрировать площадку, и не нужно ни у кого покупать права — они есть на основании закона, это глобальная лицензия. По словам Федотова, из тарификации исчезает стоимость прав. Люди, которые заходят на площадку, платят только за интерфейс: предположим, для них придумана красивая удобная модель, контент предлагается в прекрасном качестве, без вирусов, проведена некая систематизация, за перечисленное и берутся деньги. Но можно тот же контент найти в интернете бесплатно, и это тоже будет легально.

Глава РСП также добавил, что конкуренция между площадками распространения цифрового контента будет основана на предоставлении наилучшего сервиса по наиболее низкой цене.

„Учитывая, что себестоимость цифровых сервисов минимальна, можно с уверенностью прогнозировать, что стоимость контента, размещаемого на таких площадках, резко снизится, а в ряде случаев, когда сервисы будут зарабатывать посредством рекламной модели, контент станет фактически бесплатным“, — сказал он.

Путь к минимальной стоимости контента для пользователей

По словам Федотова, идея состоит в том, что за глобальную лицензию платит не владелец мобильной площадки, не оператор связи, а пользователи — мы с вами. Предлагается такая тарифная модель: если вы имеете подключение к интернету, то к вашему счету — будь то мобильный телефон или стационарный проводной интернет — каждый месяц прибавляется 25 рублей. То есть 300 рублей в год. По имеющимся статистическим данным, это приблизительно 5% от средних расходов на интернет за одну точку доступа: сейчас такие расходы составляют порядка 6000 рублей в год.

„Что вы получаете за 25 рублей в месяц? Право легально использовать (получать, распространять, делиться, обмениваться) абсолютно любой контент, который не исключен из глобальной лицензии. К примеру, в iTunes один фильм стоит в среднем 150-200 рублей, один альбом — 100-150 рублей. При этом за довольно ощутимую сумму мы с вами приобретаем лишь право смотреть или слушать купленные фильмы и музыку в домашнем кругу. Возможность поделиться понравившимся произведением в интернете не предусмотрена законодательно и будет квалифицирована в таком случае как интернет-пиратство. Мы за 25 рублей в месяц предлагаем неограниченный доступ к всемирному культурному многообразию — музыке, кино, книгам, телепередачам, не ограничивая при этом естественное желание каждого поделиться с другими своими эмоциями и вызвавшими их произведениями искусства“, — отметил глава РСП.

При этом, по его словам, предполагается, что тарифную политику будет утверждать правительство Российской Федерации. „Мы просто считаем, что 25 рублей — разумная цена. В первую очередь не обременительная: мы находимся не в самой простой экономической ситуации, однако ни в одной стране мира таких тарифов нет. А суммарно, по количеству подключений, как раз и получается приблизительно 860 миллионов долларов“, — отметил Федотов.

Он пояснил, что нынешние суммы, например, 100 рублей за кинофильм в Интернете включает вознаграждение правообладателя, тариф за площадку. Плюс еще некая дельта, которая является спекулятивной.

„Для примера, в iTunes такая дельта доходит до 50% от стоимости приобретенного вами фильма или музыкального альбома. В концепции глобального лицензирования отсутствует спекулятивная составляющая. Понятно, что против глобальных лицензий единым фронтом выступили именно интернет-спекулянты: они очень переживают, что упадут их доходы“, — констатировал Федотов.

Комментируя претензии о том, что если человек ничего не скачивает из Интернета, почему он должен выкладывать из своего кармана лишние 25 рублей, Федотов отметил, что это принципиально неверная постановка вопроса.

„Глобальная лицензия предполагает выплату вознаграждения не за фактическое потребление цифровых книг, музыки или видео, а за предоставленную возможность (право) использования соответствующих объектов в сети Интернет. Подобная модель применяется операторами кабельного телевидения, когда лицензионные отчисления в пользу телеканалов включаются в сумму абонентской платы, которая не зависит от того, будет ли абонент смотреть тот или иной телевизионный канал“, — сказал глава РСП.

По его словам, такой вопрос о плате в большей степени затрагивает интересы тех абонентов, кто использует свой мобильный телефон исключительно для звонков и смс-сообщений.

»Как мне кажется, абонент должен иметь возможность выбирать объем услуг, за который он согласен платить оператору связи. Однако мобильные операторы сегодня, как правило, хитрят — «зашивают» стоимость интернета в тариф. Люди думают, что интернет бесплатный, но это неправда. Следовательно, ваш вопрос должен быть обращен не к нам, а к мобильным операторам, которые в скрытом виде навязывают свои услуги всем абонентам. Человек должен иметь возможность приобрести sim-карту без доступа в интернет и платить только за пользование телефоном. Абонентам помоложе такие ограничения, возможно, не требуются. А пожилых людей необходимо оградить от этой дополнительной «услуги». Они имеют право не платить ни за мобильный интернет вообще, ни за глобальную лицензию", — отметил Федотов.

Гонорары авторам контента определит мониторинг

По словам главы РСП, в рамках глобального лицензирования данные распределения и выплаты вознаграждения правообладателям будут формироваться посредством сопоставления результатов мониторинга медиатрафика с базой данных «цифровых отпечатков» (реестром) аккредитованной организации. Мониторинг трафика будет полностью исключать возможность контроля личной информации или идентификации личности пользователей. Приобретение и разворачивание необходимого для мониторинга оборудования будет осуществляться за счет средств аккредитованной организации.

Операторам связи в этой ситуации не нужно готовиться к дополнительной финансовой нагрузке, заверил Федотов. Он сообщил, что аккредитованная организация за свой счет установит на базе каждого оператора программно-аппаратный комплекс, который будет анализировать медиатрафик и идентифицировать в нем конкретные произведения и фонограммы. Более того, концепция предполагает дополнительную комиссию для сотовых операторов — как агентов по сбору средств.

«У крупных операторов есть опасения, что их более мелкие конкуренты попытаются скрываться от этого сбора и тем самым будут создавать неравную конкуренцию. Однако при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций можно выстроить жесткую схему работы и нейтрализовать этот риск», — добавил глава РСП.

Он также отметил, что согласно концепции, распределение вознаграждения будет осуществляться на основании данных о фактическом соотношении использования различных видов цифрового медиаконтента. По статистике, доля кино в общем объеме используемого медиаконтента составляет 50%, соответственно половина денег достанется правообладателям в области кинематографии. 35% — музыка, 15% — книги.

«Сразу уточню, что своим проектом мы очень поддерживаем книжную индустрию: реальная доля литературных произведений составляет 7%. Если говорить о кинокомпаниях, они смогут получать колоссальные средства и направлять их на очередные проекты. Таким образом, существует реальный шанс вывести отечественную киноиндустрию на безубыточность. Еще важнее глобальное лицензирование для музыкальных компаний, потому что кинематограф сегодня во многом поддерживается государством, а на музыку дотаций нет, отсюда и неуклонное снижение качества в этой сфере», — рассказал Федотов.

Вместе с тем, отвечая на вопрос о том, будет ли осуществляться поддержка деятелей культуры, чьи произведения сегодня уже не пользуются особым спросом у нового поколения, Федотов сказал, что надо обязательно надо искать способы оказания такой помощи.

«Возможно, через систему фондов: кинофонд, музыкальный и литературный фонды. Это позволит осуществлять социально значимые проекты и облегчить жизнь ветеранам отечественной культуры», — заключил глава РСП.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail