Литовские потребители возмущены — цена на нефть марки Brent на мировых биржах уже упала на 37%, между тем розничная цена на бензин в сетях автозаправочных станций снизилась лишь на 4%. По мнению аналитика литовского отделения банка DNB Донатаса Браджюса, винить сети АЗС в картельном соглашении не стоит, а разница между мировой ценой на нефть и стоимостью топлива в Литве, по его мнению, объясняют объективные факторы, сообщили ИА REGNUM сегодня, 2 декабря, в DNB.

«Во-первых, не нужно забывать, что при падении стоимости нефти значительно обесценился и евро по отношению к доллару, поэтому цена на нефть в евро — а это самое важное для потребителей Литвы — в этом году упала „лишь“ на 30,6%. Во-вторых, акциз на топливо является фиксированным и не меняется в зависимости от цен на топливо или нефть. Таким образом, фиксированная часть налогов в стоимости литра бензина составляет 1,81 лт (акциз 1,5 лт плюс НДС 21%), и это составляет 42% стоимости бензина. Из-за этой фиксированной части полная цена на топливо меняется значительно меньше, чем стоимость сырья. В-третьих, в цепочке стоимости от нефти до розничного топлива каждый участник стремится покрыть свои расходы и заработать прибыль. В Северной Европе средняя маржа переработчиков нефти с начала этого года выросла с 7,5 до 11,5 долларов за баррель», — отметил эксперт.

По его словам, только этот фактор также мог на 6% поднять стоимость топлива в Литве, если допустить, что динамика маржи единственного переработчика и поставщика топлива в Прибалтике, польского концерна Orlen была похожей.