Принятый Государственной думой закон о муниципальных торговых сборах является своеобразной ловушкой для муниципалитетов, заявил корреспонденту ИА REGNUM заместитель главы города Нижнего Новгорода Дмитрий Бирман.

«Муниципалитет с удовольствием ничего бы не вводил и ничего бы не менял. Недавно мы уже принимали новые ставки налога на имущество физических лиц. Это федеральный закон, и мы обязаны были это сделать — заявил Бирман. — Что касается закона о торговых сборах, то мы, безусловно, будем стараться сделать их по самому минимуму. Но что будет происходить дальше? В рамках убогости бюджета и нехватки его на программы и проекты, реализация которых просто необходима, муниципалитет будет вынужден обращаться за помощью к субъекту федерации. И тогда на это обращение со стороны субъекта может последовать резонное замечание, что у муниципалитета еще есть собственные резервы, которые он почему-то не использует».

«Нам посчитают все деньги, которые на самом деле никто и никогда не соберёт, и скажут — вы могли бы получить в 10 раз больше, но сами решили установить планку на минимальном уровне, а теперь денег просите, — уверен Бирман. — К сожалению, с муниципалитетами в этих вопросах никто не советовался. Я больше года проработал в группе по межбюджетным отношениям при приволжском полпредстве. Мы — все крупные муниципалитеты ПФО — еженедельно обсуждали различные предложения. Эти предложения были систематизированы и отравлены в правительство РФ. Ничего из того, что мы предлагали, мы так и не получили. Ни один пункт не был реализован».

«Безусловно, с введением новых сборов с предпринимателей часть бизнеса начнет уводить свои доходы в тень, уходить от уплаты налогов. Поэтому никакого экономического эффекта от введения новых сборов точно не будет. Будут провалы. Уже сегодня идет весьма ощутимый недобор по подоходному налогу в Нижнем Новгороде. А этот налог — основная составляющая в доходах городского бюджета в части собственных доходов. И это будет продолжаться, предприниматели уйдут в тень. Они будут не в состоянии платить то безумие, которое отражено в новом законе. Нас ждет мощная стагнация и резкое „схлопывание“ в сфере предпринимательства. Причем это будет даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии».

При этом Бирман выразил уверенность, что через «некоторое время власти вернутся к безумию, которое сейчас происходит, и попытаются либо отменить его, либо установить какие-то разумные рамки».

«Понятно, что в краткосрочной перспективе очень хочется залатать дыры и создать иллюзию того, что все хорошо. Но в долгосрочной перспективе это, конечно же, стратегическая ошибка», — уверен заместитель главы Нижнего Новгорода.

При этом он отметил рост пессимистичных настроений среди российских предпринимателей: «На сегодня достаточный слой предпринимателей, которые молоды, сильны и имеют хорошее образование, всерьез начинает рассматривать вопрос о смена страны пребывания. Не Нижегородской области на другой регион, а именно о смене страны. Утечку мозгов мы уже прошли, сейчас нас может ждать утечка мускулов. И с чем мы останемся? Происходят ментальные изменения предпринимательства. Если раньше предприниматель не верил, но все-таки надеялся, то сегодня он уже устал. Он не верит и не надеется. Он, к сожалению, все больше ориентируется на смену страны проживания. Только в 2014 году из России уехало на 200 тыс. человек больше».

Как сообщало ранее ИА REGNUM, 18 ноября Госдума приняла во втором чтении законопроект о муниципальных торговых сборах, который коснется таких видов деятельности, как торговля через объекты стационарной сети, не имеющие торговых залов (за исключением магазинов при автозаправочных станциях), торговля через объекты нестационарной сети, торговля через стационарные объекты, имеющие торговые залы, а также торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Сбор может быть введен как в городах федерального значения, так и в муниципальных образованиях других регионов России. Местные власти могут устанавливать дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля. Возможность повышения ставки не предусмотрена.