Андрей Иволгин. «Газовая война» не за горами: ЕС против России и Китая
Москва, 18 ноября, 2014, 09:32 — ИА Регнум. Напомню, что только 9 ноября в ходе визита президента России Владимира Путина в Китай накануне форума стран АТЭС был подписан двусторонний российско-китайский договор о поставках газа по западному маршруту. Глава «Газпрома» Алексей Миллер и председатель совета директоров китайской CNPC Чжоу Цзипин в присутствии лидеров двух стран подписали рамочное соглашение о поставках природного газа по «западному» маршруту: речь идет о 30 миллиардах кубометров газа в год, которые пойдут из России в Китай с западносибирских месторождений по газопроводу «Алтай». "Документ, в частности, отражает такие условия, как объем и срок поставок, уровень «бери или плати», район расположения точки передачи газа на границе. Рамочное соглашение определяет график работы над договором купли-продажи газа, техническим соглашением и межправительственным соглашением по «западному» маршруту.
Опуская подробности еще одной российско-китайской газовой мегасделки, отмечу, что особую пикантность этому договору придал тот факт, что поставки газа в Китай по западному маршруту будут осуществляться с тех же месторождений, с которых они идут и в Европу. И так как газопровод должен вступить в действие в 2019 году, т.е. всего через четыре года, то именно с этого периода Европа полностью потеряет возможность шантажировать Россию газовой тематикой: «не нравится газ по 500 — давай, до свидания».
Этот договор, несомненно, большое достижение как внешней дипломатии России и Китая, так и корпораций наших стран — «Газпрома» и CNPC. Вместе с тем, очевидно, Европа не будет смотреть на утрату своих переговорных позиций с Россией, сложа руки. Уже 13 ноября Россия получила от ЕС довольно жесткий ответ на свою газовую мегасделку с Китаем. Его озвучил вице-президент Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович из Словакии, выступая на днях на ежегодном Tatra Summit в родной Братиславе накануне своего первого визита в Киев.
В своем выступлении Шефчович назвал создание Энергетического союза одной из самых неотложных задач нового состава Еврокомиссии и призвал страны ЕС к дальнейшей интеграции энергетической политики в условиях геополитических событий, в частности на Украине, мировой конкуренции за энергоресурсы и изменений климата: «Необходимо перестать думать о рынках как национальных территориях. Необходимо интегрироваться. Необходимо изучить возможность совместной покупки газа».
Напомню, что аналогичную идею в июне этого года озвучили представители Польши на проходившем в Москве Мировом нефтяном конгрессе, за что получили отповедь министра России по энергетике Новака, который заявил о том, что стремление Европы создать единого закупщика энергоресурсов — это не только возврат в советскую эпоху, но и попытка снизить энергетическую зависимость Европы от России нерыночными способами.
В соответствии с этой идеей фикс, вице-президент по энергополитике предложил построить Энергосоюз ЕС на пяти основных столпах: 1) безопасность, солидарность и доверие; 2) завершение формирования внутреннего энергорынка; 3) сдерживание спроса; 4) декарбонизация структуры энергетики ЕС; и 5) исследования и инновации. Говоря о первом столпе, М. Шевчофич подчеркнул, что ЕС в настоящее время импортирует 53% своей энергии на сумму более EUR400 млрд в год, являясь крупнейшим потребителем энергии в мире, однако его вес на международной арене не соответствует этом статусу.
По его словам, Европе необходимо не только диверсифицировать источники энергии и маршруты и снизить высокую энергетическую зависимость нескольких государств-членов, но и сделать Еврокомиссию по энергетике обязательным участником любых переговоров ЕС по энергетическим вопросам с третьими сторонами. По его мнению, никто из членов ЕС не должен менять свою энергетическую систему без предварительной консультации с партнерами, так как это может иметь огромные последствия для их систем.
Вице-президент по энергополитике также призвал к скорейшему завершению создания полнофункционального, прозрачного и конкурентного энергорынка и полной имплементации Третьего энергопакета с построением адекватной энергетической инфраструктуры, необходимых взаимосвязей, интеграцией возобновляемых источников энергии и ликвидацией энергетических островов, обещая различные инструменты финансирования таких проектов в виде структурных фондов, совместных инвестиций и инвестиционного пакета Еврокомиссии. «В целом необходимо объединить ресурсы, совместить инфраструктуру и объединить наши переговорные усилия с третьими странами», — подчеркнул М. Шефчович.
Эта позиция также не является новостью для России. В наиболее явном виде она была озвучена еще в 2010 году по американской наводке председателем Европарламента Ежи Бузеком, а повторена 30 января 2012 года на саммите глав ЕС. Именно тогда начало обсуждаться формирование единого «Европейского энергетического сообщества» к 2014 году и перенос функций ведения переговоров по снабжению стран ЕС энергоресурсами с поставщиками третьих стран с национального уровня в компетенцию Еврокомиссии. Так, согласно докладу президента комитета по экономическим и социальным вопросам Стефана Нильсона, который получил хождение в это время, перед ЕС стоит «амбициозная цель — перенести на общеевропейский уровень регулирование таких вопросов, как взаимоотношения с поставщиками третьих стран, а также ликвидировать недостаток координации развития инфраструктуры энергетического комплекса ЕС».
Также еврочиновниками была озвучена идея о том, что в будущем Европейский совет должен предоставить Еврокомиссии мандат для проведения переговоров с внешними поставщиками и транзитными странами от лица ЕС. Аналогичным образом могут быть переданы и функции закупки энергоресурсов. К примеру, комитет поддержал предложение Жака Делора, бывшего главы Еврокомиссии, по формированию «Европейской группы по закупкам газа» с целью усилить переговорную силу стран — членов ЕС и европейских компаний относительно поставщиков третьих стран, в первую очередь России.
Шефчович пошел еще дальше: «Ни одна из стран — членов ЕС не должна менять свою энергетическую систему без предварительной консультации с партнерами по союзу, так как это может иметь огромные последствия для их систем. Необходимо перестать думать об энергетических рынках как национальных территориях. Необходимо изучить возможность совместной покупки газа. ЕС должен стать стороной в таких переговорах». Т.е., с одной стороны, упрекая Россию в отсутствии рыночного регулирования газовой сферы в стране и монополию «Газпрома» на экспортные поставки, с другой, Евросоюз хочет создать аналогичную монополию, но только в области закупок газа. Но тут, как говорится, одно из двух: «либо трусы надеть, либо крестик снять». Нельзя самим делать то, за что яростно критикуешь партнера.
Таким образом, мы видим, что ни о каком перемирии ни с ЕС, ни тем более с США говорить не приходится. Конфронтация идет по нарастающей — реализуются давно намеченные планы. Глупо предполагать, что российские ответственные лица не знают об этих и других давно расписанных шагах ЕС и США. Соответственно, и наши ходы продиктованы той же логикой начавшегося финального противостояния, победитель которого получит в качестве приза весь мир. Подготовка к решающей битве входит в свою решающую фазу. Пошла борьба темпов. После провального австралийского саммита G20 вопрос стоит только один — кто кого будет приводить к общему знаменателю — они нас, или мы их, третьего не дано.
Андрей Иволгин — независимый эксперт, специалист по рынкам, специально для ИА REGNUM