Пять недель идет в российских кинотеатрах лента Никиты Михалкова «Солнечный удар». Несмотря на то, что в самый разгар проката, 4 ноября, его показали по центральному телевидению, кинотеатры не спешат ставить фильм на полку. Со времени своей премьеры в начале октября «Солнечный удар» стабильно собирает зрителей. За первые четыре недели фильм, снятый по мотивам произведений Ивана Бунина и посвященный трагедии революции и Гражданской войны, посмотрели 300 тысяч человек, отчиталась компания-прокатчик DreamTeam. Для сравнения, на последний фильм знаменитого Вуди Аллена, вышедший за две недели до «Солнечного удара», пришло меньше 200 тысяч зрителей, отмечает «Московский комсомолец».

В день телепремьеры, 4 ноября, в кинотеатры на «Солнечный удар» пришли более двух тысяч человек. Между тем рейтинг фильма на канале «Россия 1» составил более 15%, обогнав такие популярные фильмы, как «Весна на Заречной улице», «Королева бензоколонки» и «Три плюс два». Популярная телепрограмма «Голос» показала в тот же день рейтинг порядка 20%.

Лента вызвала большой интерес и у кинокритиков, попытавшихся оценить успешность этого авторского кино. «Искусство и бизнес зачастую не ходят рука об руку, — отметил генеральный директор „КиноЭкспертиза“ Олег Иванов. — Экономика в чистом виде не работает при оценке успешности отечественного кино. То же можно сказать и о национальном кинематографе других стран, например, Польши, Венгрии, ФРГ, Италии…» По мнению Иванова, оценивать «Солнечный удар» лишь по сумме кассовых сборов было бы неправильно, хотя и они дают определенное представление об уровне фильма. Так, сокращение сборов второго уик-энда составило всего 41%, в то время как большая часть выпускаемых в прокат фильмов, причем не только отечественных, но и иностранных, рассчитанных на массового зрителя, теряет 60% по сравнению со сборами первого уик-энда. В кинотеатрах по всей России фильм показывают в 632 копиях и, несмотря на пять недель проката и телепремьеру, кинотеатры продолжают держать «Солнечный удар» в своем репертуаре.

«Кинотеатры как никто живут экономической составляющей — киносеть нельзя заставить крутить фильм на неделю или две больше, если зритель не идет — фильм снимают. Но, судя по всему, интерес к ленте по-прежнему высок и подогревается бурной общественной дискуссией, развернувшейся вокруг нового фильма Михалкова», — отметил Олег Иванов.

Наряду с поклонниками творчества Михалкова в дискуссии активно принимают участие и его «антифаны». «Они не любят его просто потому, что он — Михалков, — поясняет политолог Леонид Радзиховский. — Думаю, что большой актер и режиссер все это тоже просчитывает — знает, сколько народу и с каким неистовством вцепится, сознательно их провоцирует и усмехается в усы».

«Почти никто не разбирает сам фильм с точки зрения искусства. Оценивают в первую очередь личность Михалкова и его политические взгляды, — подтверждает слова политолога Наталья Барабаш. — Некоторые прямо так и пишут: я фильма еще не видел, но уже точно знаю, что — полное г-но».

Наверное, такие оценки тоже определенным образом свидетельствуют о высоком качестве «Солнечного удара». Как минимум они показывают, что фильм не оставил равнодушным никого из зрителей. И поскольку экономические, коммерческие критерии в целом плохо отражают успехи или провалы наших фильмов в прокате, то их вполне отчетливо показывают эмоции зрителей. «Посмотреть кино стремятся не только поклонники режиссера, но и все, кто хочет быть в контексте актуальной культурной жизни. Уже сейчас можно сказать, что фильм нашел своего зрителя, и его, безусловно, можно считать одним из самых успешных отечественных фильмом этого года», — резюмировал Олег Иванов.