По признанию министра сообщения Латвии Анри МатиссаЕдинство»), в случае введения новых экономических санкций против нее Россия наверняка переориентирует свои грузы в обход Латвии, и тогда транзитная отрасль рискует сильно пострадать. Однако дорогостоящую магистраль Rail Baltica, которая никак не связана с российским транзитом, строить, по его убеждению, нужно обязательно. Матисс считает, что она несет в себе большой политический смысл, сообщает портал Lsm.lv.

«Если ситуация ухудшится из-за новых экономических санкций, такой сценарий весьма реален. Через Латвию и Прибалтику идет незначительная часть российских продуктов, и для нее это большого значения не имеет. Мы же со своей стороны сделаем всё, чтобы сохранить этот транзитный коридор, и мы имеем шансы этого добиться, потому что он России выгоден. Это — кратчайший путь экспорта. Конкурентоспособные тарифы, сроки и качество перевалки — всё это мы можем предложить», — сказал Матисс в утреннем эфире канала LTV7.

Отметим, что недавно мэр Лиепаи Улдис СесксЛиепайская партия») выступил с заявлением, что вместо строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica Латвии лучше следовало бы заняться проектом электрификации уже имеющихся железных дорог. Матисс пояснил, что подобный вариант в сложившихся условиях совершенно нереалистичен: «Какой смысл электрифицировать, если не будет грузов? Впрочем, электрификацию все же проведем, хотя и позднее. Проект Rail Baltica важен политически, для соединения Прибалтики с Западной Европой — и он не исключает других проектов реорганизации железной дороги. За те средства, которые нам выделяют, его, конечно, нужно построить. Но эти деньги мы просто не можем перенаправить на электрификацию».

По словам Анрийса Матисса, проект развивается успешно. «Теперь нужно подготовить и подать в начале следующего года заявку на получение европейского финансирования. Параллельно производится расчет маршрута, идут дискуссии вокруг этого. В публичном пространстве много говорится о том, что к Рижскому аэропорту тоже должно быть подключение, и т.д.», — сказал Матисс.

Отметим, именно маршрут будущей магистрали вызывает самые жаркие дебаты. Предприниматели настаивают, что трасса Rail Baltica должна выходить к Рижскому порту, а также иметь ветку для сообщения с аэропортом.

Напомним, сама идея строительства новой железной дороги с юга на север многими воспринимается скептически: в Латвии традиционно все грузопотоки двигаются в перпендикулярном направлении, восточно-западном. На эту неувязку указывал еще Айнар Шлесерс в бытность главой Минсообщения в 2010 году.

Как заявил ранее в эфире «Латвийского Радио-4» экономист Вилнис Закревскис, новой магистрали следовало бы соединять Латвию с Россией и Белоруссией, а не с Евросоюзом — поскольку основной грузопоток в республику идет именно с востока. Основная часть грузов, поступающих в Латвию по железнодорожными путям, приходится на российский уголь. «Зачем вкладывать такие колоссальные деньги для транзита с юга на север и обратно, если грузопоток на этом пути к моменту предполагаемой реализации проекта — 2020 году — будет, как минимум, вшестеро меньше того, что идет к нам с востока?» — недоумевает Закревскис.

Кроме того, проект, по мнению экономиста, плохо просчитан, поэтому дорога вполне может оказаться никому не нужной после реализации значительной части работ. Настораживает и дороговизна: несмотря на то, что 85% стоимости покроет ЕС, Латвия не может позволить себе даже те 15% от расходов на строительство, что ей предстоит покрыть за свой счет. «Гораздо эффективнее было бы использовать данные деньги на исправление ситуации с уже существующими путями, которые сейчас активно используются для транзита грузов с востока, но находятся не самом в лучшем состоянии», — сказал Закревскис.