«Иран уже довольно давно присматривается к возможностям и перспективам развития атомной энергетики в стране, — заявил заведующий сектором инновационной политики ИМЭМО РАН, кандидат политических наук. — Так, в законе 2005 г. были поставлены более чем амбициозные цели создания в течение последующих 25 лет 20 энергоблоков и т.д. Планировалась, как можно понять, и диверсификация поставщиков — в т. ч. за счет Китая. Однако международные санкции и достаточно спорная политика предыдущего президента ИРИ, а равно и объективные экономические ограничения (помимо санкций, препятствующих привлечению кредитов и инвестиций — гигантская стоимость современных АЭС) привели к фактической корректировке этих планов. Но сейчас ситуация особая, так как обе стороны преследуют специфический „микс“ экономических и политических целей».

«Во-первых, — отметил эксперт, — новые энергоблоки в самом деле позволят повысить энергобезопасность ИРИ. При этом иранская сторона явно намерена „подучиться“ у партнеров новым технологиям, получить новые знания, а равно и локализовать часть производств — вполне, кстати, нормальная практика для развивающейся страны в любых современных крупных инфраструктурных контрактах, особенно с технологической компонентой. Учитывая, что последние пару лет Иран активно работает над ликвидацией имиджа „нарушителя спокойствия“, а равно и иные факторы — возможностей для этого сейчас больше, чем во времена Бушера. Для России экономика — тоже не последний вопрос, так как со всеми издержками и рисками правильно реализованный проект гарантирует неплохую прибыль, и, что не менее важно, нового стабильного долгосрочного потребителя российского ядерного топлива на десятилетия».

«Во-вторых, для Ирана сотрудничество с Россией — хороший способ напомнить Вашингтону и европейским столицам, чтобы они не затягивали нормализацию отношений с Тегераном. Да и для России в контексте ее отношений с США и ЕС новая сделка имеет большое политическое и символическое значение, — полагает он. — Безусловно, встает вопрос о трансфере „чувствительных“ технологий и нераспространении. Российская сторона всегда подчеркивала полную безопасность своих проектов, что подтверждается практикой. Однако реальная проблема состоит не в этом. Ядерные энергетические проекты — сомнительный путь для создания „бомбы“, а получить доступ к военным ядерным технологиям Иран с трудом, но может и без строительства коммерческих АЭС (Пакистан и КНДР — тому примеры). А вот как эта сделка повлияет на мировую политику — вопрос открытый».

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, Россия и Иран заключили крупнейшую сделку в сфере атомной энергетики. Согласно подписанным 11 ноября в Москве документам, госкорпорация «Росатом» построит вторую очередь АЭС «Бушер» и примет активное участие в программе строительства атомных энергоблоков на новых площадках. Всего планируется построить восемь энергоблоков.