10 ноября 2014 года базирующийся в Лондоне «аналитический центр» НКО «Европейское сообщество лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение» (ELN, European Leadership Network) опубликовал в британских СМИ список «инцидентов», в которые начиная с марта 2014 года оказались вовлечены военные самолеты и корабли РФ и стран НАТО и его партнеров.

ELN изучил 39 инцидентов и полагает, что Путин «испытывает» оборону НАТО. В частности, пресс-секретарь ELN заявил: «Несмотря на то, что прямого военного противостояния удается избежать, сочетание более агрессивной российской демонстрации и готовности западных сил показать решимость увеличивает риски непреднамеренной эскалации и опасность потерять контроль над событиями».

О докладе ELN опубликовали сообщения все ведущие британские издания — Financial Times, Guardian, Independent и другие. Однако перечень инцидентов из списка ELN явно нуждается в более пристальном рассмотрении. При изучении этого списка возникают сомнения в основном тезисе ELN — «уровень напряженности в отношениях между НАТО и Россией за последние несколько месяцев существенно вырос». Ведь большинство приведенных в списке случаев на самом деле при ближайшем рассмотрении никакими инцидентами и не являются.

Например, в группе «инцидентов высокого риска» среди трех случаев назван сомнительный эпизод с таинственной подводной лодкой в шведских шхерах. Впрочем, третью и самую обширную часть своего списка составители из ELN так и озаглавили — «рутина».

Полный перечень инцидентов между российскими вооруженными силами и НАТО с марта 2014 года

Инциденты высокого риска

3 марта 2014 года. Опасное сближение в 50 милях к юго-востоку от города Мальме взлетевшего из Копенгагена пассажирского самолета авиакомпании SAS с российским самолетом-разведчиком. Столкновения удалось избежать благодаря хорошей видимости и бдительности пилотов. Самолет SAS перевозил 132 пассажира в Рим.

5 сентября 2014 года. Задержание российскими оперативными работниками сотрудника эстонской службы безопасности КАПО Эстона Кохвера. Эстонские власти утверждают, что Кохвер был похищен российскими агентами с территории Эстонии. Кохвер был доставлен в Москву и обвинен в шпионаже. Инцидент произошел сразу же после визита президента США Обамы в регион и его словесных гарантий безопасности Прибалтийским странам.

17-27 октября 2014 года. Поиски шведскими властями неизвестной подводной лодки в территориальных водах Швеции. Главнокомандующий вооруженными силами Швеции генерал Сверкер Горансон заявил, что Швеция готова использовать «вооруженные силы», чтобы принудить подводное судно всплыть на поверхность. Поиски предположительно российской подводной лодки не увенчались успехом и были прекращены.

Серьезные инциденты с эскалацией риска

12 апреля 2014 года. Невооруженный российский истребитель совершил 12 облетов американского военного корабля USS «Кук» в Черном море.

23 апреля 2014 года. Российский самолет-перехватчик сблизился с американским самолетом-разведчиком в небе над Охотским морем. На борту российского самолета находились вооружения, которые он не применил.

Июнь 2014 года. Военный российский самолет приблизился к густонаселенному датскому острову Борнхольм. По мнению датских военных, российский самолет имитировал атаку.

16 июля 2014 года. Военный российский самолет приблизился к шведскому разведывательному самолету в международном воздушном пространстве над Балтийским морем между шведским островом Готланд и Латвией. Российский самолет пролетел в 10 метрах от плоскости шведского самолета.

18 июля 2014 года. Американский разведывательный самолет, совершавший полет у Калининграда, был перехвачен российскими истребителями и вынужден был улететь в шведское воздушное пространство. Американцы провели маневр уклонения без предварительного согласия властей Швеции.

Начало сентября 2014 года. Во время проведения саммита НАТО российский стратегический бомбардировщик осуществлял тренировочный полет над Атлантическим океаном у побережья полуострова Лабрадор вблизи Канады. Власти США предполагают, что самолет отрабатывал возможные пуски крылатых ракет, в радиусе действия которых могли оказаться города Оттава, Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и военно-морская база в Норфолке.

7 сентября 2014 года. Российский военный самолет осуществил облет фрегата канадских ВМС HMCS «Торонто» в Черном море. Канадские военные моряки не предприняли каких-либо действий, поскольку российский самолет не имел на борту вооружений. Инцидент по времени совпал с учебной деятельностью российских военных моряков возле Севастополя.

17 сентября 2014 года. Два российских военных самолета Су-24 пересекли в своем полете шведское воздушное пространство к югу от острова Эланд.

19 сентября 2014 года. Российские моряки задержали литовское судно в международных водах Баренцева моря и отбуксировали его в Мурманск.

3 октября 2014 года. Российский военный самолет приблизился к шведскому разведывательному самолету в международном воздушном пространстве над Балтийским морем.

28-30 октября 2014 года. Российские ВВС провели крупные военные учения в международном воздушном пространстве над Северным морем, Атлантическим океаном, над Черным и Балтийским морями. Военные подразделения государств и стран — партнеров НАТО отслеживали действия российских стратегических бомбардировщиков.

Рутинные инциденты

10 апреля 2014 года. Два российских военных судна осуществляли тренировочные ракетные стрельбы неподалеку от территориальных вод Литвы.

20 апреля 2014 года. Российский разведывательный самолет наблюдал шведские военные объекты.

23 апреля 2014 года. Российский самолет вошел в воздушное пространство Голландии до перехвата истребителями.

24 апреля 2014 года. Британские военные самолеты перехватили и сопровождали российский самолет в международном воздушном пространстве над Северным морем.

28 апреля 2014 года. Военные самолеты из прибалтийской воздушной группы НАТО были подняты для перехвата российских самолетов в международном воздушном пространстве.

9 мая 2014 года. Российский военный самолет пролетел в 50 милях от побережья Калифорнии.

18 мая 2014 года. Британские военные самолеты над Балтийским морем перехватили российский вертолет и сопровождали его до российского военного корабля, на котором вертолет базировался.

Конец мая — начало июня 2014 года. Несколько российских военных самолетов вошли в зону идентификации американских и канадских ПВО в Арктике.

12 июня 2014 года. Военные самолеты НАТО перехватили российский самолет в международном воздушном пространстве недалеко от Латвии.

17 июня 2014 года. Британские военные самолеты осуществили перехват группы российских военных самолетов в международном воздушном пространстве.

19 июня 2014 года. Британский военный фрегат HMS «Монтроуз» был отправлен для сближения с российским военным кораблем в международных водах Балтийского моря вблизи побережья Дании. Российский патрульный военный самолет облетел HMS «Монтроуз».

С 21 мая по 13 августа 2014 года. Нарушения воздушного пространства российскими военными самолетами были зафиксированы вблизи эстонского острова Вайндло.

1 августа 2014 года. Польские истребители из прибалтийской миссии НАТО перехватили российский самолет, летящий в международном воздушном пространстве возле Эстонии.

Начало августа 2014 года. Полеты российских самолетов были зафиксированы в международном воздушном пространстве в зоне идентификации американской ПВО Аляски.

7 августа 2014 года. Противолодочные силы Северного флота Российского ВМФ преследовали американскую подводную лодку в Баренцевом море. США опровергли факт присутствия американских субмарин в этом районе.

28 августа 2014 года. В международном воздушном пространстве над Балтийским морем произошел инцидент с участием самолета, принадлежавшего неизвестной стране НАТО, и российским военным самолетом. Каких-либо подробностей об инциденте не сообщается.

Август — сентябрь 2014 года. В двух случаях российские военно-морские и воздушные подразделения мешали деятельности финского исследовательского судна.

Конец августа 2014 года. Зафиксировано несколько нарушений воздушного пространства Финляндии российскими самолетами.

11 сентября 2014 года. Канадские военные самолеты перехватили российский самолет в международном воздушном пространстве.

17 и 18 сентября 2014 года. Российские самолеты вошли в идентификационную зону ПВО США и Канады в Арктике.

19 сентября 2014 года. Британские военные самолеты сопровождали российский самолет в международном воздушном пространстве над Северным морем.

29 сентября 2014 года. Латвийские силы наблюдения следили за российским военным кораблем, действовавшим в международных водах в 14 милях от территориальных вод Латвии.

20 октября 2014 года. Военные самолеты из прибалтийской группы НАТО перехватили российский разведывательный самолет Ил-20 в международном воздушном пространстве.

21 октября 2014 года. Португальские военные самолеты из прибалтийской группы НАТО перехватили российский разведывательный самолет Ил-20 в международном воздушном пространстве вблизи эстонского острова Сааремаа.

31 октября 2014 года. Британские истребители «Тайфун» перехватили российский самолет в международном воздушном пространстве возле Великобритании.