Власти Молдавии «пытаются устроить в Гагаузии бойню»: митинг в поддержку «сепаратистов» в Комрате
Москва, 10 ноября, 2014, 19:08 — ИА Регнум. В столице Гагаузии Комрате состоялся очередной митинг в поддержку группы молодых людей из автономии, обвиненных властями Молдавии в «экстремизме», «сепаратизме» и «измене родине». Как сообщило 10 ноября комратское издание «Гагауз-инфо», мероприятие было организовано гагаузскими общественными деятелями Леонидом Добровым и Михаилом Влахом, а также родителями арестованных молодых людей.
Присутствовавшая на митинге депутат парламента Молдавии от Партии коммунистов (ПКРМ) Ирина Влах заявила, что «молодые люди задержаны незаконно», и стали жертвами политических интриг. Другой депутат от ПКРМ Олег Гаризан выразил мнение, что молдавские спецслужбы, как и в 1990-е годы прошлого века, «пытаются устроить в Гагаузии бойню». «Мы хотим жить спокойно, в составе Молдавии, в мире со всеми народами страны. 30 ноября (день выборов в парламент Молдавии — прим. ИА REGNUM) нужно отправить этих провокаторов домой, чтобы не делали из гагаузов сепаратистов», — сказал Гаризан.
Башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал выразил уверенность, что этими арестами Гагаузию хотят наказать за проведение февральского референдума (2 февраля 2014 года в Гагаузии состоялся референдум, по итогам которого 98,09% участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета (подразумевается присоединение Молдавии к Румынии), а более 97% проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Власти Молдавии объявили гагаузский референдум «незаконным» и начали уголовное преследование его организаторов — прим. ИА REGNUM). «Недавно поймали мальчика, имеющего форму защитного цвета. И заставили его говорить то, что написано на мониторе перед ним. А когда он сделал это — его отпустили. Нас хотят наказать за референдум», — сказал Формузал.
Депутат Народного собрания Гагаузии Федор Гагауз заявил, что в Кишиневе «идет методичное формирование из Гагаузии образа врага». «Это нужно чтобы ликвидировать автономию, являющуюся преградой для присоединения к Румынии», — добавил политик.
В резолюции собрания было зафиксировано требование немедленного освобождения арестованных молодых людей.
Справка ИА REGNUM: По версии молдавских спецслужб, с 1 января 2014 года десятки молодых людей из Гагаузии под руководством «инструкторов» из российских спецслужб прошли военно-диверсионную подготовку на территории России, при этом их работу якобы координировал начальник управления молодежи и спорта Гагаузии Анатолий Кара, в настоящее время находящийся за пределами Молдавии и объявленный в розыск. В июне и июле молдавские спецслужбы задержали 4 жителей Гагаузии, обвинив их в «антиконституционной деятельности». В начале августа молдавский суд осудил двоих из них на 5 лет условно. Подсудимые признали свою вину и были признаны виновными по статьям «Оказание поддержки иностранным спецслужбам в террористических намерениях» и «Подготовка к организации незаконного военизированного формирования». В начале сентября Генеральная прокуратура Молдавии завершила следствие и передала в суд дела в отношении остальных двух задержанных, которые своей вины не признали. Они обвиняются по целому ряду статей УК Молдавии: «вербовка наемников, а также организация и обучение групп лиц с целью использования их в насильственных действиях, направленных на подрыв конституционного строя и территориальной целостности», «вербовка, обучение и оказание помощи иностранным спецслужбам в террористических целях», «подготовка к созданию незаконных военизированных формирований», «подготовка к незаконному приобретению оружия и боеприпасов» и «измена родине». При этом все обвинение основывается на «доносе» одного из фигурантов дела, и признательных показаниях двух других фигурантов, данных в обмен на смягчение приговора. Как утверждает молдавское следствие, обвиняемые имели «целью нарушение территориальной целостности государства и подрыв конституционного строя Республики Молдова посредством объявления независимости АТО Гагаузия». Для этого каждый из них якобы «будучи поддержан, в том числе и финансово, специальными службами Российской Федерации, намеренно принимал личное участие, а также участвовал в организации групп граждан Республики Молдова для вербовки и прохождения военно-диверсионной подготовки в нескольких населенных пунктах Российской Федерации с целью провоцирования событий, идентичных событиям, произошедшим в Крымской, Донецкой и Луганской областях Украины».
19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.