Премьер-министр Лаймдота Страуюма («Единство») считает, что в Латвии необходима дискуссия о защите семей, чьи отношения не зарегистрированы, сообщает портал mixnews.lv.

Поводом для заявления стало сделанное позавчера признание министра иностранных дел Эдгара Ринкевича («Единство») в своей гомосексуальности. «В нашей стране необходимо создать правовую основу для всех типов партнерств, мы будем бороться за это, я знаю, что сейчас начнётся мегаистерия, но горд быть геем», — написал министр в своем «твиттере».

Лаймдота Страуюма признала, что в Латвии не решен вопрос о партнерских отношениях. Это проявилось, в частности, в решении суда по делу гражданской жены спасателя, погибшего год назад при спасении людей из-под завалов рухнувшего ТЦ Maxima в рижском районе Золитуде. Существование их отношений не признали, и теперь истица не имеет права на компенсацию.

Премьер сказала, что высоко ценит Ринкевича как профессионала и порядочного человека. «Я ценю в людях смелость, особенно в вопросах, к которым общество относится неоднозначно», — сказала Страуюма. Она добавила, что Латвия является правовым и демократическим государством, в котором каждому гарантирована неприкосновенность частной жизни.

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес тоже похвалил Эдгара Ринкевича. «Очень смелый человек и очень хороший министр иностранных дел», — написал Ильвес в своем микроблоге в Twitter.

Лидер «Единства» Солвита Аболтиня оценила заявление Ринкевича как «очень мужественный шаг», подчеркнув также профессионализм министра. Что же касается инициативы о правовом регулировании всех видов союзов, то, по ее словам, пока этот вопрос во фракции не обсуждался, однако до сих пор «Единство» отстаивало традиционные семейные ценности. Аболтиня отметила, что в партии есть и сторонники противоположной позиции.

Сопредседатель праворадикального блока VL-ТБ/ДННЛ Райвис Дзинтарс считает, что сначала нужно видеть законопроект о регулировании партнерских отношений, а затем обсуждать его. Пока, по его словам, руководимое им объединение не видит необходимости в таком законе, так как в рамках гражданско-правовых отношений все вопросы в должной мере регулируются. Дзинтарс не стал комментировать заявление Ринкевича, назвав его «личным выбором министра».

Представитель Союза «зеленых» и крестьян Аугуст Бригманис сказал, что СЗК станет оценивать законодательные инициативы по мере их появления. Он также назвал поступок Ринкевича «мужественным», но не уверен, была ли в нем необходимость.

Юрист фракции «Европейский свободный альянс» в Европарламенте Алексей Димитров заявил на радио Baltkom, что признание Эдгара Ринкевича в своей ориентации не изменит образ страны на мировой арене. «Я думаю, что такое заявление никак не скорректирует образ Латвии. Это нормальная ситуация — среди европейских государств много стран, которые признают однополые партнерства, и Латвия пока не в их числе, поэтому тут никаких проблем вообще быть не может. Это личное дело каждого человека, но, конечно, господина Ринкевича можно уважать за смелость. Так как у нас очень консервативное общество и для такого признания нужна смелость», — сказал Димитров.

Отвечая на вопрос о том, как признание министра может отразиться на внешнеполитических визитах латвийских делегаций, Димитров сказал: «До того момента, пока у него нет официального партнера, а по латвийскому законодательству его быть не может — никак. Если же такие вещи возникнут, то скорее всего во время визитов в отдельные страны — ему придется ехать одному, без сопровождения. Тут проблема скорее для тех государств, где существуют эти официально зарегистрированные однополые браки или партнерства. Тогда один человек едет как дипломат, а второй, который по сути является членом семьи, едет как обслуживающий персонал. Как правило, такие вещи на двусторонней основе согласовываются между отправляющим государством и принимающим. На практике такие проблемы возникают крайне редко. Учитывая то, что г-н Ринкевич является министром, я не думаю, что возникнут подобные проблемы».

Глава латвийского "Объединения ЛГБТ и их друзей «Мозаика» Кристине Гарина заявила в эфире Baltkom: «Мы очень рады заявлению Ринкевича. Для Европы это исторический момент, очень позитивная тенденция, когда министры делают такие заявления. Я надеюсь, что правовым регулированием для всех видов партнерских отношений, о котором сказал Ринкевич, теперь будет заниматься не только „Мозаика“, но и другие организации».

Известный латвийский журналист Карлис Стрейпс, никогда не скрывавший своей гомосексуальной ориентации, написал в своем «фейсбуке»: «Если я правильно понял, министр иностранных дел Латвии в Twitter (как это современно!) сообщил, что он гей. Если это так, то в я просто в ауте. Это государство, в котором несколько лет назад подправили Конституцию, чтобы сказать, что брак между мужчиной и женщиной, что и так было прописано в Гражданском праве. Если что. Это государство, в котором архиепископ лютеранской церкви счел нужным сказать, что геи не могут принимать причастие. Это государство, в котором первый прайд был закидан фекалиями. Это государство, в котором депутаты Сейма сочли нужным описать геев словами „sūdu stūmēji“ (дерьмотолкатели). Простите за грубость. Спасибо, господин министр. Надеюсь, что сейчас никто не думает, что Вы недостойны поста главы МИДа. Конечно, достойны. Да храни Вас Бог!».

Своими мыслями о том, почему министр «вышел из шкафа», став первым политиком в Латвии, который публично признал свою нетрадиционную ориентацию, в комментариях к данному посту Стрейпса оставил известный латвийский дизайнер моды Роман Андреев. Он написал: «Молодец, но зная схемы, думаю, он подвергся шантажу. Nr.2 в нашем новом Сейме и правительстве… Время покажет».

Политолог Ивета Кажока сказала на Baltkom: «Заявление Ринкевича показывает, что гомофобия в Латвии не является нормой. Теперь становится открытым вопрос о том, как регулировать статус разных живущих вместе людей. Поэтому это заявление своевременно, и его можно рассматривать с политической точки зрения. Это показатель уровня зрелости нашего общества, оно становится более цивилизованным и гуманным. Около месяца назад это продемонстрировали и эстонцы, защитив права гомосексуалистов».

Сам Эдгар Ринкевич выразил радость от высказанной в его адрес поддержки «Спасибо за понимание и поддержку, жизнь продолжается, уезжаю в Даугавпилс, праздновать 95-летие Латвийской пограничной охраны», — написал Ринкевич в своем Twitter.

В интервью «Латвийскому радио» министр сказал, что он самостоятельно, без давления со стороны принял решение объявить о своей ориентации. Ринкевич добавил, что никогда не скрывал, но и не рекламировал свою гомосексуальность. Решение публично объявить об этом министр принял на фоне дискуссий о юридическом регулировании партнерских отношений. Эдгар Ринкевич выразил уверенность, что в дальнейшем будет работать так же, как и раньше. Он предполагает, что реакция общества будет противоречивой, и благодарит за поддержку всех, кто ее выразил. Ринкевич напомнил, что в Эстонии проблема регулирования партнерских отношений уже решена, что относится как к традиционным, так и к однополым парам. Он подчеркнул, что говорит не о браках, а именно о юридической основе партнерских отношений.

Диссонансом к хвалебным одам в адрес Ринкевича стало заявление журналиста Лато Лапсы. Лапса намекнул, что знает, кто может быть потенциальным партнером Эдгара Ринкевича. Судя по статье, которую журналист опубликовал на своем портале pietiek.com, возможно это руководитель бюро министра Атис Лотс. По словам Лапсы, информация о том, что Ринкевич является представителем сексуальных меньшинств, в кругах политиков и журналистов давно не была секретной.

Выдвигая свою версию и упоминая Атиса Лотса, Лапса отмечает, что «высокопоставленное должностное лицо за госсчет успешно совмещает свою профессиональную и личную жизнь». Журналист пишет, что в середине сентября послал Ринкевичу заявление, где запросил информацию обо всех зарубежных командировках, в которые период с 1 ноября 2011 года по 1 сентября 2014 года отправлялся руководитель бюро министра Атис Лотс. Из ответа Ринкевича следует, что в течение упомянутого срока Лотс совершил 64 поездки, цель которых всегда состояла в том, чтобы сопровождать министра иностранных дел во время его визитов.

Позже Лапса сказал в эфире Baltkom: «Вайра Вике-Фрейберга (одна из предыдущих президентов Латвии — ИА REGNUM) всегда брала с собой в командировки парикмахера, потому что он был нужен. Другие политики берут с собой переводчиков и советников. А какая польза министру иностранных дел в командировках от руководителя своего бюро? Я не совсем понимаю».

Отметим, что Ринкевич стал первым политиком в Латвии, публично признавшим свою нетрадиционную ориентацию. До этого о своей гомосексуальности заявляли некоторые другие европейские политики, например глава МИД Германии Гидо Вестервелле и бургомистр Берлина Клаус Воверайт. Наиболее же громким за последнее время «каминг-аутом» стало заявление главы корпорации Apple Тима Кука. В конце октября в интервью изданию Bloomberg Businessweek он объявил, что он гей и «гордится этим». По словам Кука, нетрадиционная сексуальная ориентации позволила ему «глубже понять», что означает быть меньшинством.