Законопроект, направленный на деофшоризацию российской экономики, Государственная дума РФ обсудит в первом чтении 11 ноября, сам закон может быть принят до конца ноября. Как передает корреспондент ИА REGNUM, 5 ноября комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект, направленный на деофшоризацию экономики, в первом чтении.

Авторами законопроекта являются депутаты всех думских фракций, среди них депутаты «Единой России» Владимир Васильев и Сергей Неверов, от ЛДПР — Владимир Жириновский и Александр Курдюмов, «Справедливой России» — Владимир Парахин и Михаил Емельянов, КПРФ — Иван Мельников и Сергей Вороненков.

Принятие закона как никогда актуально, заявил в ходе заседания комитета руководитель фракции «Единой России» Владимир Васильев. В трудные для России времена «мы должны найти дополнительные источники (для бюджета)», — отметил парламентарий, напомнив, что депутаты оппозиционных фракций при обсуждении проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы сетовали на недостаток бюджетных ассигнований по ряду направлений. Принятие закона о деофшоризации «позволит выполнить ряд обязательств перед избирателями», сказал Васильев.

Во время обсуждения инициативы глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия») не исключил того, что законопроект может быть разбит на два — поправки, касающиеся уголовной ответственности, могут быть приняты в качестве отдельного закона. «Это может быть предмет другого закона, надо посмотреть ко второму чтению», — указал Макаров.

Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой, предусматривающей создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Действие законопроекта распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их.

Законопроектом предусматривается введение новых понятий: «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». Контролируемой иностранной компанией будет признаваться иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации, контролирующими лицами организации являются организации или физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ. Также контролируемой иностранной компанией будет признаваться иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации или физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25% (до 2017 года — более 50%), либо доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля прямого или косвенного участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50%.

Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами. Законопроектом предусматриваются ряд случаев, когда прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения. Вводится понятие налогового резидентства организаций. Налоговыми резидентами РФ, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором. Предусмотрен и перечень условий, при соблюдении которых местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация. Законопроектом предусматривается, что иностранной организации будет предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации, а также отказаться от такого статуса.

Устанавливается налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, а также за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях.

Одновременно законопроектом предусматривается, что за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу в 2015-2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.