Продажа государственного банка Citadele неизбежна, даже несмотря на отставку руководителей Латвийского приватизационного агентства (ЛПА) и, как следствие, очередного откладывания сделки. Банк будет продан либо правительством совместно с АП, либо Еврокомиссией, заявил в эфире программы «Александр-студия» «Латвийского Радио-4» политолог Ояр Скудра.

Эксперт подчеркнул, что отмены или срыва сделки быть не может, поскольку этого не допускают обязательства, обозначенные в заключенном между Латвией и Еврокомиссией договоре о продаже банка — еще в 2010 году. «Вопрос с Ciatdele решен — или его продаст правительство совместно с ЛПА, либо же это сделает Еврокомиссия. Других вариантов быть не может», — сказал Скудра.

Комментируя неожиданную отставку главы ЛПА Ансиса Спридзанса и члена правления этого же ведомства Гунтиса Лаускса, Скудра сравнил их поступок с действиями депутата «Единства» Яниса Юнкурса. Как известно, тот на прошлой неделе отказался от депутатского мандата в пользу Солвиты Аболтини, которая по итогам последних выборов в парламент не прошла. «Г-н Спридзанс и его коллега, видимо, получили предложение, от которого нельзя отказаться, и поэтому решились на этот шаг. Потому что министр, который станет заниматься сделкой по продаже Citadele, будет от Союза „зеленых“ и крестьян. Так что если во всем этом и есть политическая подоплека, то скорее всего таков был ход „Единства“ и Национального объединения, в качестве своеобразного подарка СЗК», — сказал эксперт.

Иной точки зрения придерживается политолог Филипп Раевский. По его мнению, демарш представителей Латвийского агентства приватизации связан с неожиданным перебрасыванием ответственности за продажу банка на их плечи. «Очень симптоматично вчерашнее заявление премьера Лаймдоты Страуюмы о том, кто несет ответственность за выгоду от этой сделки. Как мы помним, правительство постоянно встречалось с инвесторами, ездило в Грузию, Страуюма максимально демонстрировала, что она ведет переговоры и все контролирует. А вчера вдруг она заявляет, что, оказывается, за условия договора отвечает ЛПА. В этой ситуации я абсолютно понимаю председателя правления агентства — если тебя так подставляют, то подписывать договор, по крайней мере, недальновидно. Как присяжный адвокат, он хорошо понимает возможные последствия», — отметил Раевский.

Напомним, ранее правительство приняло предложение американского фонда Ripplewood Holdings о приобретении банка Citadele. Известно, что фонд попросил у правительства существенную скидку, снизив цену с обещанных 113 миллионов евро до 63 миллионов. Обосновано это было некоторой неликвидностью банка. Сделка, однако, была отложена после отставки членов правления Агентства приватизации. Премьер Лаймдота Страуюма заявила, что «найдет ответственных» за такой поворот событий, покупатель, в свою очередь, просигнализировал, что готов ждать. Со своей стороны председатель правления АП Ансис Спридзанс заявил, что агентство может взять на себя ответственность только за техническую сторону процесса продажи банка Citadele, а не окончательные решения.

Активно против сделки ранее выступала партия «Согласие», собравшая на портале manabalss.lv более 10 тыс. подписей под призывом не допустить продажу банка. Партия указывает на слишком низкую, по ее мнению, цену продажи Citadele и на непрозрачность сделки. Началось же все еще 8 ноября 2008 года, когда переживающий кризис банк Parex baбыл куплен у основных акционеров Валерия Каргина и Виктора Красовицкого правительством Латвии за 2 лата. Уже в первые полгода государство вложило в спасение банка почти 674 млн латов. В общей сложности количество потраченных на банк бюджетных денег приблизилось к отметке в миллиард.

Часть этих средств удалось впоследствии взыскать командам двух финансовых учреждений, на которые Parex поделили: Reverta (в который были переведены «плохие» заемщики) и Citadele (которому достались платежеспособные клиенты). Но, как считают многие экономисты, в полном объеме вложения, вероятнее всего, никогда не удастся вернуть в госказну — хотя финансовые показатели Citadele к моменту продажи и удалось сильно улучшить.

В настоящий момент 75% капитала Citadele принадлежат АП, а оставшаяся часть — Европейскому банку реконструкции и развития.