Магистраль Rail Baltica должна соединять Латвию с Россией и Белоруссией, а не Евросоюзом, поскольку основной грузопоток в нашу республику идет именно с востока. Такое мнение в программе «Открытый вопрос» на «Латвийском Радио-4» высказал экономист Вилнис Закревскис.

Ссылаясь на данные Министерства сообщения, Закревскис отметил, что основная часть грузов, поступающих в Латвию по железнодорожными путям, приходится на российский уголь. «Зачем вкладывать такие колоссальные деньги для транзита с юга на север и обратно, если грузопоток на этом пути к моменту предполагаемой реализации проекта — 2020-му году — будет, как минимум, вшестеро меньше того, что идет к нам с востока?», — выразил недоумение Закревскис.

По мнению экономиста, проект в целом плохо просчитан, поэтому он вполне может оказаться никому не нужным после реализации значительной части работ. В качестве еще одного серьезного минуса проекта эксперт назвал его дороговизну, даже несмотря на то, что 85% стоимости покроет Евросоюз. «Мы не можем позволить себе даже те 15% от расходов на строительство этой железной дороги. Гораздо эффективнее было бы использовать данные деньги на исправление ситуации с уже существующими путями, которые сейчас активно используются для транзита грузов с востока, но находятся не самом в лучшем состоянии», — указал специалист.

В свою очередь представитель Минсобщения Каспар Вингрис выразил уверенность, что проект Rail Baltica будет успешно реализован — для этого, по его словам, сложились практически все необходимые условия. «Реальные работы могут начаться уже в ближайшее время, то есть в 2017-м году. Точный срок их завершения назвать невозможно, но ориентировочно это 2024-й год. Большая часть денег, которую получат страны Балтии на реализацию этого проекта, поступит из Европы», — сказал Вингрис.

Главным плюсом Rail Baltica представитель Минсообщения считает крупные инвестиции в инфраструктуру Латвии за счет Евросоюза и большое число новых рабочих мест. Сама же магистраль, по его словам, позволит значительно эффективнее развиваться промышленности, грузоперевозкам и прочим отраслям, связанным с железной дорогой. «Также, можно говорить о том, что появится множество вариантов перемещения для людей и грузов не только по территории стран Балтии, но и по всей Европе. Очень возможно продолжение этого маршрута как на север, так и на юг», — отметил Вингрис.

Как известно, построенные в дореволюционные времена железные дороги Латвии, Литвы и Эстонии исторически связаны с восточно-западным направлением, где Россия играет главную роль. Разная ширина колей (в Прибалтике — 1520 мм, в Западной Европе — 1430) не позволяет местным железнодорожным предприятиям влиться в транспортную систему Евросоюза и уменьшить зависимость от российского товаро-денежного потока — чтобы изменить эту ситуацию, и был задуман крупномасштабный проект Rail Baltica. Единая европейская колея, которую предстоит проложить трем прибалтийским странам, должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. По задумке авторов Rail Baltica, таким образом улучшится сообщение между Центральной и Восточной Европой, увеличится скорость движения поездов, вырастут пассажиро- и грузопотоки, а вместе с ними и прибыль железных дорог.

Через Транспортный комитет Европарламента республикам Прибалтики удалось увеличить исходные 25-30% софинансирования ЕС до 85%. Таким образом, Латвии, Литве и Эстонии нужно покрыть 15% от общей стоимости проекта. В случае Латвии итоговая сумма выплат может составить порядка 200 миллионов евро.