«Перспективы развития государственно-частного партнерства огромны: ремонты многоквартирных домов, коммунальная энергоэффективность, парковки, дороги, мостовые переходы, теплотрассы, котельные, больницы, детские сады, школы. Важно, чтобы эти перспективы реализовывались в режиме не ручного, а массового управления, не только на областном, но и муниципальном уровнях, когда муниципалитет, как минимум, просто регистрирует построенную для общих нужд частником дорогу, чтобы другой частник не разрушил эту дорогу, проводя для общих нужд газо- и водопровод», — такое мнение по поводу эффективности и перспективах развития государственно-частного партнерства корреспонденту ИА REGNUM высказал профессор, председатель Совета директоров банка «Центр-инвест», председатель комиссии Общественной палаты Ростовской области по развитию экономики, предпринимательства и инновациям Василий Высоков.

«Термин государственно-частное партнёрство (ГЧП) — не самый удачный перевод устоявшегося в мировой практике социально-частного партнерства (PPP — PublicPrivetPartnership) — специального класса финансовых инструментов, которые используются для финансирования общественных благ и услуг (collectivegoodandservices) с привлечение частных инвестиций. В Ростовской области закон о ГЧП был принят в 2010 году. Ежегодно на такие проекты выделяется из бюджета порядка 500 млн рублей. Однако бюджетные средства используются преимущественно на безвозмездное и безвозвратное софинансирование инфраструктурной составляющей, например, подключение электро-, тепло -, водоснабжения, коммерческих проектов. Так, в Октябрьском сельском районе в рамках взаимодействия с муниципальным бюджетом по строительству бассейна была использована схема BOT (Build-operate-transfer — строительство, операционное управление, передача в муниципальную собственность), но построенный частным инвестором бассейн был выкуплен муниципалитетом, а инвестор осуществляет операционное управление. Сходные проблемы и частные решения имеются и в других секторах и регионах. Ключевой, и пока не разрешимый вопрос — кто является собственником созданной инфраструктуры, и как инвестору компенсируются инвестиции», — отметил Василий Высоков.

По его словам, в схемах софинансирования инфраструктуры производственных объектов участвуют и зарубежные компании.

Напомним, в апреле текущего года глава региона утвердил комплекс мер по развитию ГЧП в Ростовской области. В разработке документа был использован опыт в том числе отечественного лидера по развитию ГЧП — Санкт-Петербурга. Так, за отраслевыми министерствами закреплены функции разработки концепций проектов по своим направлениям. При этом с инициативой о реализации конкретного проекта в министерство или ведомство может обратиться и заинтересованный инвестор, который в дальнейшем имеет право принять участие в конкурсе. Отметим, по данным Центра развития государственно-частного партнёрства, донской регион вошел в топ-20 субъектов России по развитию ГЧП.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, до 2020 года в каждом муниципалитете Ростовской области на принципах государственно-частного партнёрства будет построен плавательный бассейн и игровой зал. Общая стоимость проекта — 4,8 млрд рублей. Этот проект имеет социальный и экономический эффект. Во-первых, он предполагает увеличение до 36 тыс. школьников, ежегодно занимающихся спортом в рамках «Всеобуча по плаванию». Также в спорткомплексах будет создано более 2,5 тыс. новых рабочих мест. Предполагается, что построенные на средства инвестора сооружения будут впоследствии в течение 12 лет выкуплены и переданы в муниципальную собственность. Во-вторых, экономический эффект заключается в том, что до передачи сооружений инвестор будет платить налоги. По оценкам специалистов, региональная казна пополнится на 3,5 млрд рублей, федеральный бюджет потяжелеет на 1,3 млрд рублей.