Майдан как бизнес-проект: краткий очерк истории
Москва, 23 октября, 2014, 17:44 — ИА Регнум. О нынешней киевской власти в России принято говорить с использованием таких терминов, как «хунта», «секта», «нацизм». Это объяснимо: силовой государственный переворот с последующим подавлением противников — это хунта, тип организации и националистских движений, и боевого крыла майдана — это секта, благожелательная риторика по отношению к Бандере и факельные шествия — это нацизм.
Однако есть мнение, что все это не более чем инструменты — опасные, как граната в руке обезьяны, и приводящие к тем же последствиям — но именно инструменты, а не суть дела. Суть дела сводится к получению очень большого количества денег в очень короткие сроки. Как говорил один известный мыслитель, нет такого преступления, на которое бы не пошел капитал ради 300 процентов прибыли. Именно это мы и наблюдаем на Украине.
В результате демократической антиолигархической революции во имя будущего процветания Украина стала самым бедным государством в Европе, где власти олигархов нет никаких пределов, а никакой демократией и не пахнет. При этом Украина из-за новых властей потеряла свой лучший регион и ввергла себя в состояние войны. Звучит грустно, но рейтинг у власти неплохой, а заработки — еще лучше.
История начинается в прошлом году, когда украинскими олигархами было принято окончательное решение «валить» Януковича. Причина, разумеется, не в неподписанной ассоциации с ЕС, а в том, что Янукович вышел из берегов и переключил на своих людей все финансовые потоки, не особенно стесняясь в методах. На этом этапе с планом согласны в той или иной степени все олигархи от Ахметова до Коломойского.
На уровне риторики звучали слова о европейском будущем. У этого выбора — несколько причин. Во-первых, украинский запад пассионарнее украинского востока, а его привлечь проще всего антимоскальством. Во-вторых, украинцам надо дать мечту, и сытая Европа, где у каждого есть зарплата в тысячу евро (украинская ideefixe) — лучший вариант. В-третьих, политическое прикрытие операции осуществляется также с Запада — из ЕС и прежде всего из США. Прикрытие, разумеется, не бесплатное (см. ниже).
В очередной раз описывать события самого майдана смысла не имеет. Нелепый повод, советы Януковичу разогнать студентов, противоречивые и нерешительные действия власти, организованный протест, поддержка с Запада, уникальные интеллектуальные способности власти, умудрившейся проиграть все. Янукович гражданам Украины не нравится, европейская мечта — нравится, поэтому для многих майданные методы на этом этапе как минимум приемлемы.
Кандидатом в президенты становится Петр Порошенко. Что известно о Петре Порошенко? Самый обычный украинский олигарх. Цитата из данных разведслужб США за 2006 год: «опозоривший себя олигарх, самый коррумпированный человек на Украине». Данные политических оппонентов того же периода: работая в правительстве, снабжает посольство США всей необходимой информацией. Не кажется странным, что на роль «лидера» выбран «самый коррумпированный»: его проще контролировать.
До президентских выборов успевает произойти еще несколько событий. В частности, Украина теряет Крым, а на Донбассе начинается война. С Крымом ничего поделать было нельзя: единственным вариантов было прямое силовое столкновение с Россией. Зато на Донбассе были варианты.
Вместо того, чтобы пойти восточным регионам навстречу (сделать русский язык вторым государственным и подтвердить, что не будет вступления в НАТО), Киев делает все, чтобы их оттолкнуть: антимоскальская риторика, аресты активистов, угрозы, введение армии. Киев своими руками увеличивает число своих противников на Донбассе. И делает это спокойно, последовательно, словно в этом и состоит его цель.
Казалось бы, это странно: зачем ссориться со своими регионами и доводить дело до гражданской войны? Но война — это способ хорошо заработать. И прямо — на поставках для армии, а также на восстановлении уничтоженного. И косвенно — укрепив войной свой рейтинг.
Кто получает прямые бонусы от гражданской войны? Те, кто поставляет армии еду, оружие, снаряды, обмундирование и так далее. В их числе — многие заметные олигархи. На перевооружение армии Киев выделил 18 млрд гривен, в том числе за счет западных кредитов. Предприятия, производящие продукцию оборонного назначения, к тому же освободили от уплаты налогов. Удивительно прибыльный бизнес.
Раньше военно-промышленный комплекс Украины работал в основном на российских заказах. После майдана стало понятно, что заказы будут сворачиваться. Киев свернул их сам. Теперь он берет кредиты на Западе и закупает продукцию ВПК. При этом заказы из России доделывать не будут, а полученные авансы не вернут: обыкновенное майданное воровство.
Война — это прикрытие; атмосфера войны — и реальной, с ополчением, и воображаемой, с Россией — нужна для того, чтобы граждане Украине не так пристально смотрели на финансовые дела. А то они, пожалуй, были бы недовольны: государством набраны миллиардные кредиты, десятки миллионов ежедневно съедает война, уровень жизни упал почти на 20%, с отоплением беда, с пенсиями беда, с работой беда. Чем все это может кончиться?
А пока суд да дело, освоение средств украинскими олигархами и их западными партнерами продолжается. Газотранспортная система, главный актив государства, будет реформирована, 49% передадут в управление западным партнерам: похоже, что за газ начнут платить вовремя, не оставлять же партнеров без их законной прибыли. Энергоблоки атомных электростанций будет достраивать не Россия, а, скорее всего, американская компания Westinghouse. Тоже с хорошей выгодой.
Параллельно идут общественно-политические процессы — и как операция прикрытия, и как возможность немного подзаработать. Люстрация? Сотрудники спецслужб за 5-6 тысяч долларов «отправят» вас ненадолго на фронт и таким образом отмоют ваше темное прошлое, и люстрация вас не коснется. Да что там говорить: в условиях «военного времени» коррупция на Украине во всех без исключения сферах жизни выросла до невиданных размеров. В парламент пройдут сплошные «общественные активисты»? Оно и для пиара хорошо, да и контролировать людей с образованием уровня «Фейсбука» проще.
Та же цель — у обсуждаемой отмены депутатской неприкосновенности и у акций вроде бросания депутатов в мусорные баки: пусть все забудут про чувство собственного достоинства и про безопасность, пусть все живут в страхе, так легче управлять. Параллельно можно построить стену на границе с Россией — идея, конечно, идиотская, но денег можно освоить много. Бомбить донбасские города тоже нужно как можно больше: потеряем — тогда бомбить назло врагу, сохраним — тогда чтобы было побольше работ по восстановлению. За счет государства, конечно. Ради такого будущего бонуса можно и частную армию немного пофинансировать.
Но главное — это, конечно, западные кредиты. Тут сразу пять выгод. Первая: западные финансисты пристраивают свои деньги под хороший процент. Вторая: киевские власти говорят, что добрый Запад дал им много денег, и рейтинг растет. Третья: деньги идут в нужном направлении, на войну, в топку, где сгорает несколько миллионов в минуту. Четвертая: после войны все придется восстанавливать. Пятая: все, что не потратят на войну, потратят на закупки в тех же странах, где брали кредиты.
Политическую часть истории мы намеренно обходим стороной. Украинским олигархам решительно наплевать, европейские ли ценности выбирать, русские, китайские или зимбабвийские. Западные партнеры поддерживают их в том числе ради давления на Россию — это да. Но для Киева это глубоко вторично.
Пока на самом верху идет освоение средств, граждане Украины запасаются обогревателями, потому что топить если и будут, то не сразу и не слишком жарко. Они оплачивают коммунальные квитанции, где платежи выросли вдвое. И они надеются, что пенсионный фонд рухнет не в этом году, а хотя бы в следующем.
Страна, столь быстро превращенная из бедной в нищую, страна, которую уже год кормят русофобской агрессией, имеет самые печальные перспективы. Но пока спичка продолжает гореть, доходы продолжают поступать; и чем ближе к концу спички, тем выше маржа.
Андрей Ильинский, специально для ИА REGNUM