Настоящим кинособытием назвала вышедший на экраны новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» «Комсомольская правда». Более всего автора рецензии поразило то, как Михалкову и другим сценаристам удалось соединить в одном фильме два совершенно разных литературных произведения Ивана Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни».

Михалков предупреждает сразу: это фильм по мотивам, поэтому ждать механического соединения двух совершенно разных произведений не стоит. Режиссер снимал не историческую картину и не экранизацию, а фильм-переживание, фильм-поиск, фильм-вопрос. "Никита Михалков, Александр Адабашьян и Владимир Моисеенко работали над сценарием много лет. В результате была достигнута нужная интонация, позволяющая беспристрастно, насколько это возможно, размышлять о тех самых «проклятых» вопросах бытия, — отмечает «КП». Один из них — как всё это произошло?.. Этот же вопрос задаёт себе и главный герой. В итоге он приходит к выводу: «А вот мы и виноваты, мы всё видели, но думали, что всё само собой образуется. Так что вот этими руками и сделали»…

Режиссер не хотел кого-то обелить или встать на чью-то сторону. Лейтмотив «Солнечного удара» — эмоции: трагедия, безысходность, чувство безвозвратной потери. «Мы привлекали обширный исторический материал — мемуары участников Гражданской войны, Белого движения, научные исследования. Материал нас буквально захлестнул. Это такой силы и правды свидетельства, что мы просто лишились дара речи! Как, например, вам фраза из гимназического сочинения на тему „Как ты воспринимаешь революцию“? Девочка пишет: „Хочется есть и пахнет мертвыми“ — вдумайтесь, что ворвалось в жизнь страны… Глубокое погружение в исторический материал лишило нас объективности. Когда я прочитал первый вариант сценария, я понял, что не должен это снимать. С Александром Адабашьяном мы переработали сценарий. Постарались не разделять героев на белых и красных, черных и белых, хороших и плохих. Мы говорим о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда. Только как точно знать и как ее постигать, эту правду?»

Режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров стал одним из первых зрителей «Солнечного удара». «Самое главное, что отличает большого художника — свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле, это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию — очень сложно. „Солнечный удар“ — это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения», — считает Шахназаров. Вопрос «Как все это случилось?», вынесенный даже на афишу картины, остаётся без ответа. «Я думаю, что на этот вопрос невозможно однозначно ответить. И не эту задачу ставил автор фильма. Важна именно постановка сама по себе. А ответить на него каждый сможет сам в силу своих взглядов, понимания, движения истории. Картина не претендует на то, чтобы дать ответ. И, мне кажется, это было бы наивно. Это не есть цель художественного произведения», — комментирует Шахназаров.

Виталий Игнатенко, член Совета Федерации РФ от Краснодарского края посетил один из первых показов. Он обратил внимание на то, что фильм получился на редкость злободневным, и это при том, что у Михалкова не было задачи снять картину по политической повестке дня. «Часто бывает, что художественные произведения предчувствуют какие-то события. И получается в конечном итоге такое воспоминание о будущем», — рассказывает он. «Михалков соединил несоединимое: замечательный рассказ о любви с очень жесткой историей „Окаянные дни“. Задумайтесь, 1907 и 1920. Как за тринадцать лет могло такое случиться с огромной, великой, тонкой и доброй страной, которая пришла к этим окаянным дням? Что произошло? Что случилось? На мой взгляд, Михалков предугадал события. То, что мы сейчас видим на Украине и эти конфликты, которые развиваются между людьми и братьями, говорят о том, что он попал в точку», — уверен Игнатенко.

Однако Михалков отрицает всякую связь фильма с современной политической конъюнктурой. «Как говорил Чехов, у каждого счастливого человека за дверью должен стоять кто-то с молоточком, который будет стучать ему о чужом несчастье. С героями фильма произошло то, что происходит с людьми, у которых нет за дверью этого человечка с молоточком. Другая часть ответа заключается в том, что человека надо видеть и с человеком надо разговаривать. Как кто-то замечательно сказал: человек есть не средство, а цель. Всегда лучше двигаться навстречу, а не отгораживаться забором от людей другого круга, уровня культуры, образования. Это, кстати говоря, к сожалению, свойственно части русской интеллигенции, во многом способствовавшей тому, что происходило, и способствующей сегодня тому, что происходит», — уверен Михалков.

Режиссер Виктор Мережко уверен, что «Солнечный удар» — это фильм-путешествие: «как раньше паломники ходили за тысячи верст на богомолье, так и картина, коль скоро она является молитвой художника, превращается для зрителя в богомолье». Но вот каким будет это путешествие, и в какую точку оно приведёт — каждый зритель решает сам.