Расширение ЕС на Западные Балканы откладывается, НАТО — нет

От Сербии в Брюсселе требуют «политических импульсов»

Белград, 10 Октября 2014, 10:30 — REGNUM  Расширение Европейского союза в направлении Западных Балкан откладывается. Официально процесс пока приостановлен. 8 октября 2014 года Европейская комиссия не рекомендовала осуществлять какие-либо меры в направлении политики расширения в этом регионе на протяжении следующего года.

Если говорить о конкретике, то становится очевидно, что ранее объявленная возможность в течение ближайших шести месяцев начать переговоры с Македонией о вступлении этой страны в ЕС сейчас отменяется. В качестве предлога используется обвинение в адрес Скопье, что в Македонии идет отступление от демократических реформ. В случае с Македонией Европейская комиссия в очередной раз отметила провал в разрешении продолжающегося 19 лет спора с Грецией относительно названия бывшей югославской республики. Этот конфликт становится удобным предлогом для отказа Македонии во вступлении в ЕС.

В противоположность рекомендациям годовой давности новый отчет Брюсселя о политике расширения сейчас никаких надежд не оставляет и Албании. Страна получила статус «кандидата» на вступление в ЕС, но переговоры с ней решено пока не начинать. Правда, при этом Брюссель хвалит Албанию за успешные реформы. В ситуации с Албанией реформы, как оказалось, не становятся залогом продвижения по пути европейской интеграции.

Напомним, что в настоящее время путь для вступления в Европейский союз начинается с принятия т. н. «Соглашения о стабилизации и ассоциации» (SAA). Далее страна, подавшая заявку на вступление в ЕС, получает статус кандидата. Следующей важной вехой на пути в ЕС становится начало переговоров со страной-кандидатом, которые идут последовательно с продвижением по 35 «главам».

В этой связи начатые переговоры с Сербией на заседании Еврокомиссии в среду решено не продвигать ни на шаг, несмотря на сделанные в прошлом году решительные уступки Брюсселю в косовском вопросе. Сербия пока не смогла одолеть ни одной главы. От Сербии из Брюсселя требуют «политического импульса» для борьбы с коррупцией и конкретных результатов в подавлении организованной преступности.

Продвижение Сербии на переговорах с ЕС по-прежнему привязано к «нормализации» отношений с Косово. Однако сейчас появился новый мотив. 8 октября 2014 года стало известно, что Сербии выдвигают новое условие для вступления этой страны в ЕС. Сербия должна следовать еще на этапе своего кандидатства и переговоров по «главам» энергетической политике Евросоюза. Конкретно это должно выражаться в блокировании строительства сербского участка газопровода «Южный поток» под видом пересмотра соглашений с российским «Газпромом» о его строительстве. В настоящее время самый продвинутый кандидат на переговорах с Брюсселем — это Черногория. Этой стране удалось пройти 12 глав из 35 на переговорах о вступлении в ЕС. Следовательно, теперь в ближайший год Черногория не будет иметь какого-либо прогресса в переговорах. Сейчас этой стране ЕС предъявляет претензии относительно развитой коррупции и насилия в отношении журналистов.

Хуже всего дела на Западных Балканах в деле европейской интеграции обстоят у Боснии и Герцеговины (БиГ). БиГ все еще не вышла даже на уровень выполнения «Соглашения о стабилизации и ассоциации». В Европейской комиссии полагают, что трения между частями конфедерации имеют решающее значение в сдерживании процесса сближения с Евросоюзом.

Развивающийся евроскептицизм Турции в Брюсселе в среду решили чуть погасить. Европейская комиссия рекомендовала открыть две новые главы — 23-ю и 24-ю «о главенстве закона» в переговорах с Турцией относительно вступления последней в ЕС. Правда, при этом никто не скрывает, что турецкий прогресс в продвижении в ЕС относителен, хотя при этом Турция остается «особым случаем» для Европейского союза. Последнее определение означает не только трудности вступления Турции в ЕС, но и «особый статус» этого государства в его взаимоотношениях с Евросоюзом. Турция является «стратегическим партнером» ЕС в его внешней политике на Ближнем Востоке. Кроме того, Турция играет особую роль в политике энергетической безопасности Европейского союза в качестве транзитной территории доставки энергоносителей. Брюссель тем не менее по-прежнему ставит на вид Турции якобы царящий в этой стране авторитаризм, недемократические практики, насилие по отношению к журналистам и «мирным демонстрантам». 40-летний территориальный спор Турции с Кипром, за которым стоит Греция, надежно блокирует возможность продвижения Турции на переговорах с ЕС. Кипр как раз накануне обсуждения политики расширения в Брюсселе приостановил проходящие под эгидой ООН мирные переговоры с Турцией и объявил, что готов направить военные корабли в спорный район для защиты спорных газовых шельфовых месторождений.

Что происходит? Каковы мотивы торможения политики расширения? На заседании Европейской комиссии в среду выступил с отчетом комиссар по политике расширения Стефан Фюле. Фюле признал факт «усталости от расширения» в Евросоюзе, но по-прежнему обещает «европейскую перспективу» в обмен на реформы. Правда, тут же Фюле признал, что наряду с «усталостью от расширения» у ЕС у самих кандидатов налицо «усталость от реформ».

Отсутствие новых рекомендаций по расширению на Западных Балканах стало естественным ответом Еврокомиссии на заявление входящего в должность нового председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера о том, что в пятилетний срок его председательства приема в ЕС новых стран-членов не будет. Годовой мораторий на расширение ЕС налицо. Сама политика расширения теперь сводится лишь к расширению переговоров, которые не будут иметь практического завершения. В процесс в Брюсселе по-прежнему будут вовлечены 900 чиновников из штата еврокомиссара по политике расширения. В ведение нового комиссара по политике расширения Йоганнеса Хана переходят и дела по политике «соседства» Евросоюза с Украиной. Можно констатировать, что Европейский союз вышел на свои естественные границы. Правда, при этом он не отказывается и готов даже расширять и укреплять зависимую от него смежную периферию.

Если политика расширения Европейского союза в направление Западных Балкан явно буксует, то продвижение НАТО в этот регион продолжается в прежнем темпе. Под НАТО следует понимать в первую очередь, разумеется, США. На минувшем саммите НАТО, прошедшем 4−5 сентября 2014 года в Ньюпорте, о сдерживании процесса речь не шла. Ближе всех к вступлению в НАТО сейчас оказалась Черногория. В июне 2014 года премьер-министр Черногории Мило Джуканович и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен объявили о начале «активной фазы переговоров», по результатам которых планируется сделать предложение Черногории вступить в НАТО в конце 2015 года. Саммит в Ньюпорте не возражал против подобного темпа развития событий. Очевидно, что в 2015 году произойдет последняя фаза переговоров НАТО с Черногорией. При этом уровень общественной поддержки вступления в НАТО в Черногории не достаточно велик. Однако для вступления в НАТО он как раз и не требуется. Референдум по случаю вступления в НАТО, как это продемонстрировала ранее Хорватия, проводить не следует.

Фактически НАТО сейчас без официального членства балканских государств осуществляет полноценный военный контроль в регионе. НАТО уже более 15 лет имеет здесь свое военное присутствие. Крупнейшая база США на Балканах — «Бондстил" — находится в Косово. Эта ключевая точка позволяет США осуществлять военный контроль по периметру в направлении Греции, Сербии, Македонии и Албании. Миротворческие миссии и военные базы НАТО находятся и в Боснии и Герцеговине. Парадоксом ситуации является то, что на территории наиболее вероятного кандидата — Черногории пока нет баз НАТО. Зато военное присутствие НАТО осуществляет именно в «проблемных» государствах, которые из-за этих проблем официально не могут вступить в альянс. Заметим, что вступление в НАТО для самих балканских государств будет означать стабилизацию внутреннего устройства и закрепление новых государственных границ. Это и является очевидным стимулом, особенно для Македонии и БиГ, да и той же Сербии. В этом отношении у России нет каких-либо значимых рычагов для противодействия процессу.

Итак, НАТО, в отличие от Европейского союза, готово рассматривать возможности дальнейшего расширения на Балканах. В военном отношении потенциал балканских государств незначителен, и после реформы их вооруженных сил по стандартам НАТО он стал еще меньше. Однако НАТО, т. е. США, интересуют другие возможности в регионе. Во-первых, это занять дополнительную клетку на шахматной доске континента. Во-вторых, сделать фрагментированное пространство Балкан для себя максимально управляемым и единообразным. Вступление в НАТО требует от потенциальных кандидатов на Балканах решения внутренних и взаимных проблем по лекалам США.

И есть еще один важный мотив для укрепления присутствия НАТО на Балканах. В связи с украинским кризисом США будут стремиться обеспечить устойчивость тыла по отношению к кризисному региону. В этом отношении роль Балкан в операционной цепи НАТО от Румынии до Турции явно возрастает. Подобное обстоятельство становится решающим в продвижении Североатлантического альянса на Балканы.

Дмитрий Семушин — обозреватель ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
20.01.17
Союз России, Ирана и Турции испытывается на прочность
NB!
20.01.17
Убранству железнодорожного вокзала Волгограда вернут первозданный вид
NB!
20.01.17
Да это просто капризный шоу-мэн: Новый скандал вокруг главы «Укрзализныци»
NB!
20.01.17
Перевод посольства США в Иерусалим — глобальный катаклизм
NB!
20.01.17
По-братски: Володин призвал Жириновского осторожно говорить о народах РФ
NB!
20.01.17
Минск «не услышал» Россию и Лаврова: блогера Лапшина выдают Баку
NB!
20.01.17
В Госдуме оценили финансовые и политические риски «Турецкого потока»
NB!
20.01.17
Путин подарил Шаймиеву карту Тартарии: в Татарии ищут «смыслы»
NB!
20.01.17
Лукашенко «о поведении России» с нефтью: «Катастрофы нет»
NB!
20.01.17
КНБ Казахстана теперь может блокировать соцсети без решения суда
NB!
20.01.17
СМИ: Калужские чиновники поселили сирот в квартирах, в которых нельзя жить
NB!
20.01.17
Госдума ратифицировала соглашение по «Турецкому потоку»
NB!
20.01.17
В Узбекистане планируют отменить выездные визы и ввести загранпаспорта
NB!
20.01.17
Секрет политического величия Лукашенко: транзитные игры вокруг Белоруссии
NB!
20.01.17
Почему архив ЦРУ в открытом доступе появился именно сейчас
NB!
20.01.17
Чубайс о Давосе: «Ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы»
NB!
20.01.17
История основания монастыря, предтечи города Северодвинска
NB!
20.01.17
Успех сделки ОПЕК по нефти привлекает новых сторонников
NB!
20.01.17
Окно возможностей для официального Минска стремительно сужается
NB!
20.01.17
Ростовская область: гасить задолженность перед шахтёрами будут в кредит
NB!
20.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 20 января
NB!
20.01.17
«Снимайте фильмы» — Жириновский о протестах Де Ниро и Алека Болдуина