Законопроект «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» Государственная дума РФ обсудит 10 октября в первом чтении. Как передает корреспондент ИА REGNUM 9 октября, об этом сообщил спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Он указал, что у профильного комитета по бюджету и налогам есть ряд замечаний к документу, поэтому законопроект будет рассматриваться не как обычно — в одно чтение, а в два. «У профильного комитета по бюджету и налогам есть ряд замечаний, в этой связи закон будет завтра рассмотрен лишь только в первом чтении с тем, чтобы иметь возможности внести определенные поправки», — сообщил Нарышкин.

«Ратификация этой конвенции позволит не только расширить и углубить международное сотрудничество правоохранительных органов в расследовании дел в отклонении от уплаты налогов, но и даст возможность дополнить доходную часть бюджета», — сказал спикер Госдумы.

Целью конвенции является обеспечение возможности для оказания странами, подписавшими ее, административной помощи в обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности, принятии обеспечительных мер и направлении документов. Причем оказание административной помощи предусматривается независимо от того, является ли соответствующее лицо резидентом, либо национальным лицом стороны или любого иного государства.

Что касается налогов, применительно к которым Россией предусматривается применение конвенции, то это: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, транспортный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов (системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения, в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения), налог на игорный бизнес, земельный налог; налог на имущество физических лиц. Конвенцией предусматривается возможность изменения указанного списка налогов, в том числе, в случае введения новых налогов.

А вот что касается налога на имущество, полученного в порядке наследования или дарения, налога на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства, то в законопроекте содержится оговорка о том, что Российская Федерация оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи в отношении этих налогов других сторон. Однако, указывает комитет Госдумы по бюджету и налогам, поскольку российская сторона не воспользовалась правом оговорки и готова помогать другим странам по направлению документов для этих налогов, «не ясно, будет ли указанная форма помощи подлежать исполнению российской стороной в отношении таких налогов, как налог на прирост капитала, которые установлены отдельно от налога на доход или прибыль, и налоги на чистые активы, установленные стороной».

Кроме того, отмечает профильный комитет, в законодательстве РФ о налогах и сборах отсутствует механизм взыскания трансграничной задолженности. Учитывая, что общая сумма задолженности юридических лиц государств — участников конвенции перед Российской Федерацией составляет более 6 млрд рублей (цифра приводится правительством РФ в приложении к законопроекту), возможность получения российской стороной такой помощи от указанных стран позволила бы осуществить трансграничное взыскание налоговой задолженности. Вместе с тем, сторона, которая сделала оговорку в отношении положений конвенции, не может требовать применения этого положения любой другой стороной, у комитета вызывает сомнение реальная возможность воспользоваться в ближайшей перспективе ФНС и ФССП России аналогичной формой помощи от компетентных органов других стран — участниц конвенции в одностороннем порядке.

Также комитет обращает внимание на то, что в отношении термина «национальные лица» в проекте федерального закона содержится заявление российской стороны о том, что для России под этим термином понимаются: организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица — граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации. Термины нуждаются в уточнении, а термин о гражданах РФ, постоянно проживающих в Российской Федерации — в дополнительном обосновании.

Кроме того, комитет по бюджету и налогам указал на то, что возможности, предоставляемые российским налоговым органам конвенцией, значительно шире возможностей в плане получения информации в отношении интересующих российскую сторону лиц, чем заключенные Российской Федерацией двусторонние международные соглашения в налоговой сфере, часть из которых основывается на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В Госдуме отметили отсутствие обязанности запрашиваемого государства предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, деловую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну либо тайну торговых взаимоотношений или информации, предоставление которой противоречило бы публичному порядку. При этом конвенцией не определено, что для ее целей предполагается понимать под торговой, деловой, промышленной, профессиональной тайной, тайной торговых взаимоотношений. При этом отечественное законодательство содержит только определение коммерческой тайны, а ограничений в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию государственного органа не установлено.