«Уход Леонида Козика с поста председателя Федерации профсоюзов Белоруссии (ФПБ) не стал тем событием, к которому уместно употребить выражение „как гром среди ясного неба“. К этому всё шло», — сообщил 26 сентября корреспонденту ИА REGNUM председатель Белорусского Конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук, комментируя уход с должности руководителя крупнейшей профсоюзной организации постсоветской республики.

«Президент Александр Лукашенко уже несколько раз терял терпение и собирался убрать своего назначенца с должности руководителя общественной организации, которая контролирует свыше 90% работников страны. Мне это известно от людей из-за пределов Белоруссии, которые имели с Лукашенко хорошие отношения, к которым Леонид обращался за помощью, и которые его спасали», — сказал Ярошук.

Лидер независимого профсоюзного объединения назвал причины, которые побудили Лукашенко отправить в отставку своего старого протеже: «Первая — вольности с использованием значительного имущества организации (гостиницы, санатории, туристические базы, земельные участки под ними, административные помещения и т.п.). За 12 лет, в течение которых Леонид Козик находился у руля ФПБ, время от времени возникали скандалы по этому поводу, резонанс от которых выходил далеко за пределы центрального офиса ФПБ, и организация подвергалась проверкам контролирующих органов».

«Вторая — семейственность и кумовство. По слухам, „семья“ профсоюзного вождя и все, кто к ней примыкал, полностью контролировали жизнедеятельность крупнейшей общественной организации страны, включая её недвижимость, и извлекала немалые при этом дивиденды как материальные, так и имущественные, — продолжил Ярошук. — Третья — стараниями председателя, ФПБ оказалась в полной изоляции на международной арене, в силу особенностей своей личности он умудрился испортить отношения даже со всеми лидерами профсоюзов постсоветского пространства, в т.ч. и России, прежде всего — с председателем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаилом Шмаковым, что приводило белорусского президента в особенное негодование».

«До поры до времени верноподданичество, демонстрируемое в отношении высшей власти страны, да помощь извне выручали председателя ФПБ. Но, вероятно, чаша терпения переполнилась, и Леонида убрали. Да таким способом, который вызывает много вопросов относительно его будущего. Возможно, худшее для него ещё впереди», — сделал вывод лидер БКДП.

Оценивая перспективы развития ситуации, Ярошук сказал: «Вряд ли можно ошибиться, предположив, что кандидатуру очередного руководителя ФПБ будет вновь самолично подбирать белорусский президент. Уж больно велика цена вопроса, чтобы отдавать судьбу профсоюзного центра на откуп самих 4,2 млн членов профсоюзов. Весьма скоро мы узнаем имя счастливчика, которому Александр Лукашенко доверит один из самых важных в нынешней иерархии белорусского государства постов. Будем надеяться, что новый назначенец не закончит так же бесславно, как Леонид Козик».

Как сообщало ИА REGNUM, Федерация профсоюзов Белоруссии (ФПБ) является крупнейшим профобъединением постсоветской республики, руководителя которого Александр Лукашенко утверждает лично. Будучи формально независимой от государства, ФПБ, как и в советские времена, являлась частью исполнительной ветви власти. В период БССР профсоюзы были «огосударствлены» и находились под тотальным контролем компартии, а в постсоветский период — под контролем Администрации президента.

Леонид Козик был назначен председателем ФПБ в 2002 году. До этого он работал в должностях замглавы Администрации президента зампреда Совмина Белоруссии. незадолго до отставки Козик пытался улучшить имидж ФПБ, имитируя критику действий правительства и даже обвиняя Генпрокуратуру в насаждении беззакония.