Едва ли школы национальных меньшинств Латвии готовы к изменению языковой пропорции с 60:40 на 80:20, как утверждает министр образования Ина ДрувиетеЕдинство»). Об этом заявил порталу Ves.lv предшественник Друвиете на посту главы министерства образования и науки профессор Роберт Килис (экс-Партия реформ). «Проблема не в готовности, а в идеологии школы как таковой. Друвиете придерживается монолингвистической модели школы, господствовавшей в позапрошлом веке», — сказал Килис.

«Я думаю, готовность — это не только готовность бюрократического аппарата, но и готовность общества, родителей, учащихся. Есть сомнения в том, что такая готовность имеется. Полтора года назад, когда я еще занимал должность министра образования, такой готовности не наблюдалось. Думаю, здесь еще много нужно работать», — сказал Килис. По его словам, проблемой, однако, является не техническая готовность к переводу школ национальных меньшинств на латышский язык преподавания, а выбор идеологии школы. «Ина Друвиете придерживается преобладавшей в XIX веке монолингвистической модели школы, когда считалось, что получать образование следует на родном языке учащегося или на каком-то одном языке. В XXI веке дети могут и должны учиться на двух и на трех языках. И в латышских, и в русских школах нужно преподавать больше, чем на одном языке. В десятилетней перспективе надо стремиться к полилингвизму, к многоязычию в процессе преподавания. „Школьная реформа“ окончилась — всё. Языковая политика должна радикально измениться. Латышские и русские школы должны восприниматься как одно целое, но не монолингвистичное целое», — сказал Килис.

Такой подход, по его словам, предполагает не только преподавание на латышском языке в школах национальных меньшинств, но и на русском языке в латышских школах. «Речь идет о трех языках, на которых могут не только говорить, но и работать наши дети. Как минимум. Русский язык как выборный в латышской школе, на котором преподаются отдельные предметы или отдельные уроки в рамках того или иного предметного курса. Русский язык как рабочий, а не как иностранный язык. При этом большая часть предметов преподавалась бы на родном языке учащихся. Вопрос меньшинств в этом случае отпадет сам собой. Платформа многоязычия устраняет почву для гонений против русских школ», — заключил экс-министр образования.

«У Ины Друвиете специфическое отношение к латышскому языку. Это не какая-то особая политика. Это состояние ее личности. Рационального объяснения этому нет», — сказал Килис. В то же время, по его мнению, заметно уменьшение авторитета самой Друвиете в партии «Единство», которую она представляет. «Наибольшим было ее влияние в период премьерства Домбровскиса, который советовался с нею по всем вопросам, касающимся сферы образования. Этим объясняется неудача нескольких реформ, начатых в то время, когда я возглавлял министерство образования и науки. Сейчас есть признаки уменьшения авторитета Друвиете. Ей не удалось добиться у правительства денег для учителей, и в вопросе введения централизованного экзамена по физике и химии правительство пошло против Ины Друвиете, которая заявила, что такой экзамен не нужен. Грядет смена поколений. После парламентских выборов на должность министра образования кто-то новый придет», — сказал Килис.

На вопрос, не будет ли этот «кто-то новый» из рядов Нацсоюза VL-ТБ/ДННЛ, Килис ответил отрицательно, сославшись на чреватость осложнениями подобного выбора. По его мнению, если конфигурация коалиции не изменится, нового министра образования найдут в рядах Союза «зеленых» и крестьян — и это будет Дана Рейзниеце-Озола, которая «более умеренна в таких вопросах». «Будет более разумная языковая политика», — заключил Килис.

На этой неделе Друвиете заявила в интервью газете «Вести сегодня», что в школах нацменьшинств нужно преподавать больше предметов на латышском языке. По словам Друвиете, в данный момент в большинстве таких школ пропорция в использовании латышского языка и родного составляет 60:40. Но прошло уже десять лет после того, как был сделан такой выбор, многое изменилось, повысилась квалификация учителей, дети также поняли, что двуязычие в их интересах. «Государство предложит школам пересмотреть пропорцию, но это только предложение, выполнение которого не будет контролироваться административно», — сказала министр.