Российское законодательство, закрепляющее презумпцию согласия на посмертное донорство, то есть право медиков изъять внутренние органы у погибшего человека по умолчанию, требует оперативного реформирования. Как передает корреспондент ИА REGNUM 25 сентября, такое мнение высказал автор законопроекта об указании согласия на донорство в паспорте член Совета Федерации Антон Беляков. ​"Все участники обсуждения, в том числе ведущие российские трансплантологи единогласно указывают на тот факт, что существующее отечественное законодательство, закрепляющее презумпцию согласия на посмертное донорство, то есть право медиков изъять внутренние органы у погибшего человека по умолчанию, требует скорейшего реформирования, — отметил Беляков.

«Человек еще при жизни должен иметь возможность выразить свое волеизъявление на согласие или, наоборот, несогласие на изъятие его органов после смерти для спасения чужой жизни», — полагает сенатор. При этом, по его мнению, подобное волеизъявление должно носить исключительно добровольный характер. «Вместе с тем отсутствие в настоящее время прописанной процедуры выражения отказа человека по данному вопросу может рассматриваться как нарушение его прав», — заявил Беляков.

​"Некоторые граждане считают, что если они сделают отметку в своих документах о согласии на посмертное донорство, то автоматически вырастет риск покушений на них со стороны нелегальных трансплантологов, — рассказывает сенатор, — Думаю, что подобные суждения высказываются из-за недостаточной осведомленности общества о проблемах трансплантологии, порядке проведения операций и так далее".

«Ведь пока законопроект не получил широкого обсуждения в СМИ, большая часть населения даже и не подозревала о существовании презумпции согласия. Но сейчас ни на кого из нас подобная „охота“ не объявлена, хотя законодательно действует такая презумпция. Никто не обладает информацией о случаях проведения в России за последние 10-15 лет нелегальных операций по трансплантации органов», — сообщил автор законопроекта.

​Закрепление порядка выражения согласия или несогласия на посмертное донорство поставит Россию в один ряд с развитыми странами, где уже давно созданы базы потенциальных доноров, уверен сенатор. Во многих странах, в частности, в Бельгии, где также действует презумпция согласия, граждан, которые не готовы стать донорами по умолчанию, включают в специальные реестры несогласных.

​"В законопроекте указано, что перечень документов, в которые будут вноситься сведения о согласии или несогласии на посмертное донорство, порядок внесения в них данной информации будет определен правительством, — пояснил Беляков, — Высшим исполнительным органом будет также утвержден порядок формирования и ведения электронной базы данных доноров органов и тканей".

«На мой взгляд, если подобная база, а также порядок внесения в нее данных о донорах будет носить сверхсекретный характер, на практике могут возникнуть случаи фальсификации и злоупотреблений полномочиями. Наоборот, если близкие, друзья, работодатели погибшего человека, а также медики или полицейские, прибывшие на место происшествия, будут знать, что потерпевший при жизни отказался стать донором, подделать сведения о его волеизъявлении будет невозможно», — приводит он аргументы.

Беляков убежден, что в течение своей жизни человек должен обладать возможностью менять свое решение относительно потенциального донорства. «Никакой обременительности в подобной процедуре не вижу. В силу определенных жизненных обстоятельств мы периодически обращаемся в государственные органы с целью замены паспорта, фамилии, места регистрации, получения новых водительских прав, открытия в них новой категории. Именно в этих органах представляется наиболее безопасным дать возможность гражданам заполнить собственноручно анкету о желании или нежелании стать донором, которая будет храниться как документ строгой отчетности», — предлагает сенатор.

Социологические опросы, проведенные в России, демонстрируют, что каждый четвертый россиянин (26%) разделяет мнение о том, что «завещание» своих органов после смерти — долг каждого человека, отмечает Беляков. «В условиях, когда медицинские организации обеспечены необходимым количеством донорских органов, число больных пациентов в листе ожидания минимально. А риск существования каких-то криминальных схем по продаже органов попросту отсутствует. Кому нужно платить за то, что можно получить бесплатно и легально?», — подчеркнул Беляков.

​Сенатор выразил надежду, что в результате совместной работы с экспертами Министерства здравоохранения, представителями профессионального сообщества и широкой общественности в ближайшее время парламентом будет принят закон, который позволит решить обозначенные проблемы российской трансплантологии. Итоговый документ будет в максимальной степени обеспечивать защиту прав граждан, которые возражают против посмертного изъятия их органов, потенциальных доноров и их родственников.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, 22 сентября Беляков внес в Государственную думу РФ законопроект, предполагающий возможность указания в гражданских документах и единой электронной базе согласия на посмертное донорство органов. В Госдуме инициатива нашла поддержку, при этом высказывались пожелания провести широкую дискуссию по законопроекту.