Паспорта беженцев, оказавшихся в Якутии, не могут найти почти месяц
Москва, 19 сентября, 2014, 19:34 — ИА Регнум. Основная проблема приехавших в Якутию с Украины 200 беженцев заключается в том, что они до сих пор остаются без паспортов. Об этом ИА REGNUM рассказала 19 сентября член Общественной палаты РФ от Якутии Марина Богословская.
В конце августа в Якутск прибыл самолет, на борту которого, по данным Богословской, находилось 192 беженца с Украины, в основном это матери с детьми, пенсионеры. Детей порядка 80 человек, из них 30 — дети до трех лет, около 40 — дети школьного возраста. В Крыму при отправке в Якутию у беженцев забрали украинские паспорта, обещали их вернуть им в самолете, но не вернули. У них на руках только бумага, которая называется «заявление на предоставление права временного пребывания на территории РФ», то есть даже не само право, а заявление, подчеркивает Богословская. Когда переселенцы приехали, выяснилось, что по этой бумаге они не могут ни получить денежный перевод, ни купить билет на самолет, ни открыть счет в банке, чтобы оформить карточку.
«Сейчас мы пытаемся найти их паспорта. Паспорта их исчезли. Сейчас наша миграционная служба (управление службы в Якутии) направила уже второй запрос в Крым, оттуда нет элементарно ответа. Поэтому я вышла на российскую общественную палату, чтобы решить вопрос на федеральном уровне. Людям надо вернуть документы», — сказал Богословская.
По ее словам, правительство разместило беженцев в поселке в пригороде Якутска, для них оборудовали бывшую военную часть, там сейчас тепло, есть спальные места, они обеспечены трехразовым питанием. С ними работают выездные службы миграционной службы, службы занятости, круглосуточно с ними работают психологи — люди из-под бомбежки.
Сейчас, рассказала Марина Богословская, выделены деньги из республиканского бюджета — по 10 тыс. рублей на каждого человека. Это, конечно не 240 тыс. рублей подъемных, которые предусмотрены программой переселения, но, отметила она, Якутия не участник этой программы.
«Когда формировали группы переселенцев и отправляли в разные регионы России те, кто летел к нам, узнали в последний момент, что они летят в Якутск. С Юга — Геленджик, Алушта, Симфереполь — практически на Крайний Север не все были готовы ехать, тем более с маленькими детьми. Но людям дали такую информацию, что в Якутии их ждут, что Якутия является участником программы переселения граждан, поэтому их ждут хорошие подъемные, ждет хорошая зарплата — от 40 до 140 тыс. рублей, жилье, детсады. Но Якутия не является участником программы. Людей ввели в заблуждение в Крыму», — рассказывает Богословская.
Тех, кто обладает специальностью и тех, кого устраивают условия, уже трудоустроили, порядка семи семей, например, уже выехали в город Нерюнгри. В этих семьях оказались мужчины, главы семей с рабочими специальностями, они пригодились на шахтах, на угольном разрезе, им предоставили жилье, люди довольны, сообщила представитель ОП.
Остальные еще в ожидании, ждут предложений. По закону у них есть возможность находиться в лагере временного пребывания до трех месяцев, в этот период, отметила Богословская, их будут кормить, у них будет крыша над головой.
Общественные организации, предприниматели со своей стороны также оказывают помощь переселенцам. «Например, организация женщин предпринимателей „Золотое сечение“ очень активно занялась сбором гуманитарной помощи. Пять холодильников мы им доставили, стиральные машины, одели-обули силами предпринимателей. Люди приехали в тапках на босу ногу, а в Якутии зима не за горами. Организация объединенных профсоюзов подготовила детей к школе — тетрадки, рюкзаки, школьная форма. Общественная палата, предприниматели продолжают опекать переселенцев, возим им еженедельно детское питание, памперсы, средства ухода за детьми», — рассказала Богословская.
Но не все проблемы переселенцев могут решить непосредственно в регионе. "Люди готовы работать. «Среди них есть несколько высококвалифицированных медиков, но они не могут работать, потому что им надо подтвердить диплом, поскольку он получен в иностранном государстве. На это нужно полгода. Мы выходим на Минздрав с тем, чтобы эту процедуру упростили так же, как упрощена на федеральном уровне процедура трудоустройства для беженцев», — сообщила член ОП.
Богословская была у беженцев вчера, 18 сентября, вечером, ей передали еще два заявления от переселенцев, которые хотят переехать, всего таких заявлений около 40. «Часть людей хотят выехать, но основная масса хочет получить работу. Они не претендуют на бесплатное жилье, они готовы его арендовать. Если бы люди не были дезинформированы, возможно, мы получили бы в Якутии самолет крепких мужчин и женщин, которые готовы ехать строить „Силу Сибири“ в Тайгу или на базы Газпрома, а получается, приехала, например, женщина одинокая с шестью детьми, старшему 11 лет, младшему 5 месяцев, беременная женщина, пенсионеры, старшему 81 год. Их, конечно, не трудоустроят», — сетует она.
Люди пока не получили работу, у них нет денег, то есть выехать им пока не на что (по программе, по которой они приехали, билет покупается в один конец), да и пока некуда, к тому же нет паспортов, чтобы купить билет, заключила Богословская.
Напомним, что тема получила резонанс после того, как член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека