Градоначальник Риги, глава партии «Согласие» Нил Ушаков на своей странице в социальной сети Facebook крайне отрицательно отозвался о проводящейся правительством процедуре продажи государственного банка Citadele.

«Правые партии сейчас много говорят о безопасности страны, об угрозах Латвии. Популярная тема. На фоне этого принимается решение продать банк Citadele, в который было вложено около 1 миллиарда государственных средств, за 63 миллиона евро. И это называется хорошей ценой. Такого брутального воровства не было даже в 90-е. „Согласие“ сейчас собирает подписи депутатов для созыва внеочередного заседания Сейма, чтобы остановить эту сделку. Надо 34 подписи. Без подписей части правых депутатов внеочередное заседание не собрать. Многие правые политики — националисты, альянс регионов — уже высказались против этой сделки. „Согласие“ готово сотрудничать в этом вопросе со всеми политическими силами, с самыми непримиримыми своими оппонентами. Сейчас тот случай, когда нужно объединяться. А интересы страны выше интересов партийных. И уже сегодня/завтра станет понятно, кто из латвийских политиков готов не на словах, а на деле защищать интересы страны», — считает Ушаков.

Сходным образом выразилась в прямом эфире радио Baltkom экономист Евгения Зайцева: «Судя по всему, заработать деньги на продаже Citadele не удастся. Те суммы, которые сейчас называются — на порядок меньше тех, за которые следовало продавать банк. Мы должны руководствоваться данными баланса. У банка Citadele он является позитивным. Собственный капитал банка, на апрель этого года, составлял 143 миллиона евро, а эта сумма и является исходной суммой продажи. Суммы, которые сейчас звучат — меньше, чем 143 миллиона. Любая продажа банка за сумму менее 143 миллионов пойдет в убыток государству».

Как сообщало ИА REGNUM ранее, 16 сентября Кабинет министров после многочасового заседания согласовал предложение американского фонда Ripplewood Holdings по покупке банка Citadele. Глава правительства Лаймдота СтрауюмаЕдинство») заявила, что не названные пока публично инвесторы, планирующие купить 50% долей капитала Citadele — это высокопоставленные представители мировых финансовых кругов, представляющие США и Канаду. "В любом случае, для Латвии это будет «лучшая сделка из возможных»,- заявила Страуюма, отметив, что приход на латвийский банковский рынок новых игроков из США — важное событие.

Как проинформировал представитель Ripplewood Holdings Тим Колин, после сделки 25% долей капитала останутся в собственности Европейского банка реконструкции и развития, 25% — Ripplewood Holdings, а 50% — у пока не названных инвесторов, которые не связаны с Латвией.

Лаймдота Страуюма отказалась называть сумму сделки, но позже служба новостей телеканала LTV7 сообщила, что Ripplewood Holdings пообещал за банк 92 миллиона евро. Поскольку инвестор будет вносить плату по частям в течение долгого времени, а также с учетом результатов работы банка реальная сумма окажется меньшей — от 65 до 70 миллионов евро. Покупатель учитывает и ликвидность банка, где может насчитываться неликвидных активов на сумму до 45 миллионов, сообщает портал Lsm.lv.

Как ранее отметил в беседе с LTV7 известный журналист Лато Лапса, 50% банка будет продано Тиму Колину и его фонду,а 50% — неизвестно кому: «Ничего подобного себе даже Народная партия (бывшая партия власти, прекратившая свое существование в 2011 году — прим. ИА REGNUM) не позволяла — с такой высокой башни плевать на общественное мнение, на право общества знать хоть что-то о том, что делают с собственностью государства».

Председатель комиссии Сейма по госуправлению и самоуправлениям Сергей Долгополов («Согласие») пояснил, почему «согласисты» требуют не заключать сделку: «Нет уверенности в том, что будет получена настоящая цена. Распоряжаться собственностью государства как карманными деньгами нельзя. Даже когда мы планируем свой семейный бюджет, мы не будем действовать себе в убыток, а тут речь о государственном имуществе. Кроме того, на финансовом рынке ситуация сейчас не благоприятствует продаже, время выбрано неудачное. А главное, у нас с такими сделками получается, как в юмореске Райкина „Кто сшил костюм? — Мы!“ — полная коллективная безответственность».

По словам эксперта по качественному госуправлению Инесе Войки, правительство могло бы сделать гораздо больше для налаживания нормальной коммуникации с обществом по данной сделке. По ее словам, с декабря прошлого года (когда началась работа над продажей банка, и следовало бы ежемесячно информировать общественность о ходе этого процесса) чиновники Агентства приватизации молчали, как в рот воды набрав. Мотивировалось это, по словам Войки, соображениями в духе «ну вот когда определимся с инвестором, тогда всё и расскажем», что явно оказалось ошибкой.

«Я участвовала в одном собрании, приглашенная бывшим министром экономики Павлютсом, как наблюдатель от общественной организации Delna. Я обратила внимание, что весь процесс продажи продуман, работа с инвесторами тоже — а коммуникация не продумана. Следует помнить, что совладельцами Citadele являются государство и Европейский банк реконструкции и развития — не думаю, что все сговорились, чтобы продать банк за бесценок. А реакция общества, естественно, негативная, потому что у нас очень плохая история приватизации в стране. Но в наши дни, считаю, не может быть, как в 90-х, когда два олигарха приватизировали в Вентспилсе весь нефтетранзит», — считает Войка.