C будущего года воспитанники латвийских профтехучилищ будут не просто проходить практику на предприятиях, а учиться прямо там и получать за это зарплату. Это связано с тем, что в республике вводится так называемая дуальная система образования. Кроме того, сроки обучения по многим программам сократятся. Все это предусматривают поправки к закону о профессиональном образовании, которые сегодня, 9-го сентября, начали рассматривать в комиссии Сейма, сообщает программа «Домская площадь» на «Латвийском Радио-4».

Как рассказала представитель Министерства образования и науки Эвия Папуле, Латвия хочет перенять опыт таких стран, как Германия, где воспитанник профтехучилиша 1-2 дня изучает теорию, после чего 3-4 дня работает, осваивая практические навыки и получая за это зарплату. По ее словам, так называемая дуальная система образования применяется там уже много лет и доказала свою эффективность. «Отныне ученик больше времени будет проводить у работодателя, а не в школе. Сначала он получает практические знания, а уже потом — теоретические. Работодатель сразу сможет обучить стажера тем навыкам, которые ему необходимы для работы», — пояснила Папуле.

Конфедерация работодателей Латвии новую систему поддерживает, ведь благодаря ей предприниматели уже со школьной скамьи получат возможности растить себе кадры. Глава организации Лига Менгельсоне пояснила: «Мы стараемся объяснять работодателям, как важна их поддержка системе образования и в то же время получать работников, которых не надо доучивать и переучивать».

Однако на сегодняшний день далеко не все предприятия готовы помогать системе образования. Для того, чтобы дуальная система заработала, государству необходимо мотивировать работодателей. «Мотивацией могут быть налоговые скидки, специальная система стипендий, а также возможность платить зарплату ниже минимальной», — считает эксперт торгово-промышленной палаты Янис Буткевич.

Введение дуальной системы образования хотят прописать в Законе о профессиональном образовании. Помимо этого новшества, планируется сократить количество часов в некоторых программах обучения, а диплом об окончании учебного заведения выдавать по новому принципу.

«Сегодня училища выдают только один аттестат, свидетельствующий о среднем и профессиональном образовании. Однако если ученик не сдает централизованный экзамен или экзамен на квалификацию, то он может остаться без документа, свидетельствующего о его четырехлетнем обучении. Поэтому мы подали поправки, чтобы вместо одного аттестата выдавались два — о среднем образовании и о профессиональном», — рассказала Эвия Папуле.

Кроме того, согласно поправкам, в техникумах, колледжах и училищах появятся специальные советы. В их состав войдут работодатели, которые станут помогать директорам учебных заведений налаживать процесс обучения. Автором этого предложения выступила Торгово-промышленная палата. Ее представители давно борются за то, чтобы получить хоть какую-то возможность влиять на качество образования.

Работа над поправками к закону о профессиональном образовании велась на протяжении года, мегодня Сейм начинает их рассмотрение. Если все пойдет гладко, то предложения будут приняты еще до парламентских выборов 4 октября — и уже в следующем учебном году профтехучилища будут работать по новому принципу.