В Грузии с 1 сентября временно, до полной имплементации, вступила в силу большая часть, до 70% положений, Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в том числе его составная часть — Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле.

Временное задействование коснулось таких сфер, как торговля товарами и услугами, санитарные и фитосанитарные нормы, защита интеллектуальной собственности, политика конкуренции и ряд других. Кроме того, с 1 сентября будут задействованы положения, определяющие сотрудничество между Грузией и ЕС в сферах транспорта, энергетики, охраны окружающей среды. Временно вступает в силу и политический диалог по институционному усилению Грузии.

В результате временного задействования соглашения значительная часть грузинской промышленной и сельскохозяйственной продукции сможет поступать на рынок стран ЕС без оплаты таможенной пошлины. Аналогичный режим будет действовать при импорте продукции ЕС в Грузию. Исключение составляет ряд продуктов, в основном сельскохозяйственного производства (огурцы, помидоры, кабачки, артишоки, большая часть цитрусовых, яблоки, сливы, абрикосы, груши, персики, виноградный сок и другие), на которые при экспорте из Грузии в ЕС и из ЕС в Грузию будет выплачиваться таможенная пошлина, но без адвалорной составляющей. А при экспорте-импорте продуктов животноводства, птицеводства, молочных продуктов и ряда сельскохозяйственных и пищевых продуктов (крупы, мука и другое) стороны должны будут соблюдать требования противофальсификационных механизмов.

Для чеснока же установлена квота — 220 тонн в год, в случае превышения которой экспортер будет облагаться таможенной пошлиной.

Правительство Грузии и часть экспертов позитивно оценивают временное задействование соглашения об ассоциации и считают, что это откроет грузинской продукции 500-миллионный рынок Евросоюза и будет способствовать развитию грузинской экономики и притоку в страну дополнительных инвестиций. Но некоторые эксперты настроены не так оптимистично и ожидают, что грузинские экспортеры на этом пути столкнутся с определенными трудностями.

Так, по мнению эксперта Демура Гиорхелидзе, большинство грузинских предприятий к обеспечению предусмотренных соглашением об ассоциации с ЕС условий не готово, и для удовлетворения всех требований этого документа им понадобится как минимум 7-10 лет.